Последний день года и длинные выходные – подходящее время оглянуться назад и вспомнить, что произошло за год. Блог ТГД так не смог отказать себе в этом удовольствии. Сегодняшний рассказ – о новых, точнее, головных кораблях, принятых в боевой состав ВМФ в течение года. За 2018 год промышленность поставила флоту 17 боевых кораблей. Интересны в первую очередь головные. Ведь это наиболее технически современные, дорогостоящие и трудоёмкие заказы.
"Иван Грен"
С этой точки зрения первое место безусловно принадлежит большому десантному кораблю (БДК) "Иван Грен" – головному кораблю проекта 11711. Разработчик проекта – Невское ПКБ. Место строительства – ПСЗ "Янтарь". БДК проекта 11711 разрабатывался для замены советских десантных кораблей, вырабатывающих свой ресурс.
Длина БДК проекта 11711 составляет 120 м, ширина – 16,5 м. Водоизмещение – 5000 т, автономность плавания – до 30 сут., скорость – 18 уз. Дальность плавания достигает 3500 миль.
"Иван Грен" вошёл в историю российского кораблестроения как один из самых долго строящихся заказов. Закладка корабля состоялась в декабре 2004 года. Спуск на воду произошёл в мае 2012 года. Андреевский флаг на БДК был поднят 20 июня 2018 года.
Причина таких длительных интервалов – постоянные изменения требований. Как рассказал в одном из интервью президент ОСК Алексей Рахманов, проектные работы над кораблём начались в 1997 году. С тех пор проект менялся трижды из-за новых требований заказчика. За это "Иван Грен" даже получил от корабелов прозвище "Франкенштейн".
Тем не менее, проект будут продолжен, поскольку такие корабли дальней морской зоны сейчас крайне нужны флоту. В 2019 году ПСЗ "Янтарь" планирует передать заказчику первый серийный БДК проекта 11711 "Петр Моргунов". А Невское ПКБ уже готовит модернизированный проект БДК с учётом всех замечаний к "Ивану Грену".
"Адмирал Горшков"
Крайне нужны российскому флоту и фрегаты. В июле 2018 года военно-морской флаг взвился над головным фрегатом проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Корабль построен на Северной верфи по проекту Северного ПКБ.
Длина корабля проекта 22350 составляет 135 м, ширина – 16 м, водоизмещение – 5000 т. Скорость – до 29 уз, дальность плавания – 4500 миль.
Как и нашего предыдущего героя, "Адмирала Горшкова" ждали дольше обещанного срока. К работе над проектом Северное ПКБ приступило в 2003 году. Закладка корабля состоялась в феврале 2006 года. Спуск на воду произошёл в октябре 2010 года.
После этого начались затяжные испытания. Наибольшие сложности возникли с зенитным ракетным комплексом "Полимент-Редут". Всего, по данным, корабелов в проекте внедрено более двух десятков новейших разработок техники и вооружения, что ставит "Адмирала Горшкова" в один ряд с самыми современными кораблями мира.
Что касается серийных кораблей данного проекта, то в декабре на ходовые испытания вышел "Адмирал флота Касатонов". Для достройки двух следующих "адмиралов" – "Головко" и "Исакова" – требуются отечественные газотурбинные установки. Развитием проекта 22350 станет проект 22350М, над которым уже работает Северное ПКБ.
"Василий Быков"
Головной патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" построен на Зеленодольском заводе им. Горького по проекту Северного ПКБ.
Длина корабля проекта 22160 составляет 94 м, ширина – 14 м, водоизмещение – 1700 т. Максимальная скорость – 30 уз, дальность плавания – 6000 миль.
Закладка корабля состоялась в феврале 2014 года, спуск на воду – в 2017 году. В боевой состав Черноморского флота корабль был зачислен 20 декабря 2018 года.
Корабль проекта 22160 предназначен для патрулирования территориальных вод и 200-мильной исключительной экономической зоны. Также может использоваться в военное время для охранения кораблей и судов на переходе морем, а также баз и водных районов.
Особенностью проекта является принцип модульности вооружения. Этот новый для отечественного кораблестроения подход предполагает, что часть вооружения устанавливается на заводе, а часть можно дополнить во время ремонта. Также на корабле предусмотрены места для установки контейнеров с различным содержанием: от медицинского оборудования до ракетных комплексов со стартовыми модулями.
С точки зрения многих наблюдателей корабль является спорным из-за недостаточно чёткого определения предназначения и оснащения. Тем не менее, в различных стадиях постройки для флота находятся ещё пять патрульных кораблей проекта 22160.
"Мытищи"
Нашим следующим героем является головной представитель самой массовой строящейся серии для ВМФ – малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 "Мытищи". Ещё месяц назад этот корабль назывался "Ураган". Смена названия произошла при зачислении МРК в состав Балтийского флота 18 декабря 2018 года.
Длина МРК проекта 22800 составляет 67 м, ширина – 11 м, водоизмещение – 800 т. Максимальная скорость – 30 уз. Дальность плавания – 2500 миль.
Проект 22800 (шифр "Каракурт") разработан ЦМКБ "Алмаз". Головной МРК был заложен на заводе "Пелла" в декабре 2015 года. Спуск на воду произошёл в июле 2017 года.
Головной "Каракурт" был разработан и построен в рекордные для российского кораблестроения сроки. Объясняется это тем, что на корабле практически нет инноваций, только серийное, освоенное промышленностью оборудование.
Такой ход оказался успешным. На постройку "Каракуртов" Минобороны заключило контракты с различными заводами по всей стране, включая Дальний Восток. ВМФ делает ставку на малые размерения и ракеты "Калибр". Если удастся решить проблему с двигателями, то в ближайшие годы флот получит 18 МРК проекта 22800.