Найти в Дзене
Судострой

Головное пополнение. Какие новые корабли получил ВМФ в 2018 году

Оглавление

Последний день года и длинные выходные – подходящее время оглянуться назад и вспомнить, что произошло за год. Блог ТГД так не смог отказать себе в этом удовольствии. Сегодняшний рассказ – о новых, точнее, головных кораблях, принятых в боевой состав ВМФ в течение года. За 2018 год промышленность поставила флоту 17 боевых кораблей. Интересны в первую очередь головные. Ведь это наиболее технически современные, дорогостоящие и трудоёмкие заказы.

"Иван Грен"

Головной БДК проекта 11711  / Фото: ПСЗ "Янтарь"
Головной БДК проекта 11711 / Фото: ПСЗ "Янтарь"

С этой точки зрения первое место безусловно принадлежит большому десантному кораблю (БДК) "Иван Грен" – головному кораблю проекта 11711. Разработчик проекта – Невское ПКБ. Место строительства – ПСЗ "Янтарь". БДК проекта 11711 разрабатывался для замены советских десантных кораблей, вырабатывающих свой ресурс.

Длина БДК проекта 11711 составляет 120 м, ширина – 16,5 м. Водоизмещение – 5000 т, автономность плавания – до 30 сут., скорость – 18 уз. Дальность плавания достигает 3500 миль.

"Иван Грен" вошёл в историю российского кораблестроения как один из самых долго строящихся заказов. Закладка корабля состоялась в декабре 2004 года. Спуск на воду произошёл в мае 2012 года. Андреевский флаг на БДК был поднят 20 июня 2018 года.

Причина таких длительных интервалов – постоянные изменения требований. Как рассказал в одном из интервью президент ОСК Алексей Рахманов, проектные работы над кораблём начались в 1997 году. С тех пор проект менялся трижды из-за новых требований заказчика. За это "Иван Грен" даже получил от корабелов прозвище "Франкенштейн".

Тем не менее, проект будут продолжен, поскольку такие корабли дальней морской зоны сейчас крайне нужны флоту. В 2019 году ПСЗ "Янтарь" планирует передать заказчику первый серийный БДК проекта 11711 "Петр Моргунов". А Невское ПКБ уже готовит модернизированный проект БДК с учётом всех замечаний к "Ивану Грену".

"Адмирал Горшков"

Головной фрегат проекта 22350 / Фото: Минобороны России
Головной фрегат проекта 22350 / Фото: Минобороны России

Крайне нужны российскому флоту и фрегаты. В июле 2018 года военно-морской флаг взвился над головным фрегатом проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Корабль построен на Северной верфи по проекту Северного ПКБ.

Длина корабля проекта 22350 составляет 135 м, ширина – 16 м, водоизмещение – 5000 т. Скорость – до 29 уз, дальность плавания – 4500 миль.

Как и нашего предыдущего героя, "Адмирала Горшкова" ждали дольше обещанного срока. К работе над проектом Северное ПКБ приступило в 2003 году. Закладка корабля состоялась в феврале 2006 года. Спуск на воду произошёл в октябре 2010 года.

После этого начались затяжные испытания. Наибольшие сложности возникли с зенитным ракетным комплексом "Полимент-Редут". Всего, по данным, корабелов в проекте внедрено более двух десятков новейших разработок техники и вооружения, что ставит "Адмирала Горшкова" в один ряд с самыми современными кораблями мира.

Что касается серийных кораблей данного проекта, то в декабре на ходовые испытания вышел "Адмирал флота Касатонов". Для достройки двух следующих "адмиралов" – "Головко" и "Исакова" – требуются отечественные газотурбинные установки. Развитием проекта 22350 станет проект 22350М, над которым уже работает Северное ПКБ.

"Василий Быков"

Головной корабль проекта 22160 / Фото: Зеленодольский завод им. Горького
Головной корабль проекта 22160 / Фото: Зеленодольский завод им. Горького

Головной патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" построен на Зеленодольском заводе им. Горького по проекту Северного ПКБ.

Длина корабля проекта 22160 составляет 94 м, ширина – 14 м, водоизмещение – 1700 т. Максимальная скорость – 30 уз, дальность плавания – 6000 миль.

Закладка корабля состоялась в феврале 2014 года, спуск на воду – в 2017 году. В боевой состав Черноморского флота корабль был зачислен 20 декабря 2018 года.

Корабль проекта 22160 предназначен для патрулирования территориальных вод и 200-мильной исключительной экономической зоны. Также может использоваться в военное время для охранения кораблей и судов на переходе морем, а также баз и водных районов.

Особенностью проекта является принцип модульности вооружения. Этот новый для отечественного кораблестроения подход предполагает, что часть вооружения устанавливается на заводе, а часть можно дополнить во время ремонта. Также на корабле предусмотрены места для установки контейнеров с различным содержанием: от медицинского оборудования до ракетных комплексов со стартовыми модулями.

С точки зрения многих наблюдателей корабль является спорным из-за недостаточно чёткого определения предназначения и оснащения. Тем не менее, в различных стадиях постройки для флота находятся ещё пять патрульных кораблей проекта 22160.

"Мытищи"

Головной МРК проекта 22800 / Фото: СЗ "Пелла"
Головной МРК проекта 22800 / Фото: СЗ "Пелла"

Нашим следующим героем является головной представитель самой массовой строящейся серии для ВМФ – малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 "Мытищи". Ещё месяц назад этот корабль назывался "Ураган". Смена названия произошла при зачислении МРК в состав Балтийского флота 18 декабря 2018 года.

Длина МРК проекта 22800 составляет 67 м, ширина – 11 м, водоизмещение – 800 т. Максимальная скорость – 30 уз. Дальность плавания – 2500 миль.

Проект 22800 (шифр "Каракурт") разработан ЦМКБ "Алмаз". Головной МРК был заложен на заводе "Пелла" в декабре 2015 года. Спуск на воду произошёл в июле 2017 года.

Головной "Каракурт" был разработан и построен в рекордные для российского кораблестроения сроки. Объясняется это тем, что на корабле практически нет инноваций, только серийное, освоенное промышленностью оборудование.

Такой ход оказался успешным. На постройку "Каракуртов" Минобороны заключило контракты с различными заводами по всей стране, включая Дальний Восток. ВМФ делает ставку на малые размерения и ракеты "Калибр". Если удастся решить проблему с двигателями, то в ближайшие годы флот получит 18 МРК проекта 22800.

Спуск на воду третьего серийного МРК проекта 22800 / Фото: ТГД
Спуск на воду третьего серийного МРК проекта 22800 / Фото: ТГД