Актриса Ирина Мурзаева в жизни была очень похожа на героинь, которых играла. Она была такой же энергичной и искрометной. Лицо этой актрисы знает каждый, кто любит советское кино, но вот ее имя известно далеко не всем. Мурзаева в шутку называла себя «незаслуженной артисткой», ведь никаких званий и регалий у нее не было.
Впервые Мурзаева предстала перед зрителями в комедии «Сердца четырех». Вообще, эта замечательная актриса о кино и не мечтала. Она полагала, что не фотогенична и красотой не блещет, поэтому крайне редко фотографировалась – не любила.
Фильм «Сердца четырех» был снят до войны, но на экраны вышел лишь после победы, в 1945 году. После премьеры Мурзаеву стали узнавать на улице, ей буквально не давали прохода.
К искусству Мурзаева тянулась с детства. Во время учебы в гимназии она посещала драмкружок. Когда преподаватель кружка сказал девочке, что артисткой она никогда не станет, Ирина твердо решила для себя, что станет, непременно станет, наперекор всем. Она поступила в Театральный техникум им. Луначарского, а заодно в Литературный институт им. Брюсова. Однако спустя время Мурзаева решила, что будет только актрисой и забрала документы из Литературного института.
После окончания театрального Мурзаева приняли в труппу Рубена Симонова. Сбылась ее мечта – она вышла на сцену. Мурзаева всегда много и долго работала над ролью, и часто вносила в нее нечто свое, что приводило в итоге к конфронтации с режиссером. В кино, у персонажей Мурзаевой часто даже не было имени, но и эти крошечные роли она продумывала до мелочей, поэтому ее работы сразу врезались в память зрителей.
После своей первой успешной работы в картине «Близнецы» в следующий раз на экране Мурзаева появилась в 50-х. Она играла небольшие роли безвозрастных характерных героинь. Настоящее же возвращение на экран случилось лишь после выхода на экраны фильма «Простая история», где она сыграла роль матери главной героини. В фильме Мурзаева смогла сломать многолетнее амплуа комической актрисы и блестяще проявила себя в драматической роли.
В первый раз актриса влюбилась когда была студенткой Театрального техникума. Влюбленные быстро узаконили отношения в ЗАГСе, но через год брак расторгли. О своем первом муже актриса предпочитала ничего не рассказывать. Во второй раз Мурзаева вышла замуж, когда ей было 30 лет. Ее вторым супругом стал актер студии Рубена Симонова, Николай Толкачев. Зрителям он знаком по роли старого графа Безухова в картине «Война и мир». В 1938 году у пары родился сын Боря. Ирина была счастлива. Но и этот брак продержался не долго. Муж стал погуливать, и актриса узнала об этом. Простить походы на сторону она не смогла. Она вообще, была очень гордой и независимой женщиной.
Сына Мурзаева воспитывала одна. Он оправдал надежды матери - стал конструктором, смог получить аж три высших образования.
Мурзаева вообще, обожала детей. Она несколько раз снималась в детском киножурнале «Ералаш» и ее знали и любили миллионы юных зрителей.
Актриса была абсолютно не приспособлена к быту, не умела торговаться и экономить. Ее было легко обвести вокруг пальца. Она ненавидела рынки и магазины, стараясь бывать там пореже. Вообще, казалось, что материальная сторона жизни ее мало волнует. Единственное, чем она любила заниматься дома – так это вязанием. Общественные мероприятия ее также не интересовали, она не посещала премьеры и творческие вечера.
Уйти со сцены Мурзаева решила в 50 лет. Тогда сменилось руководство театра и актрису это не устроило. Работать с новыми начальниками она не смогла. Она решила стать начальницей самой себе – создала детский театр и руководила им много лет. Ей очень нравился ее род деятельности, ведь рядом не было завистливых коллег, театральных сплетен и подтасовок. Но от ролей в кино, тем не менее, она не отказывалась и снималась до конца своих дней. Она не отказывалась даже от тех ролей, где ей предстояло просто появиться в кадре и ни слова не произносить. Таких ролей было несколько.
Последнюю же свою роль Ирина Мурзаева сыграла, когда ей уже был 81 год. Через год, в 1988 году ее не стало.
Также смотрите:
Мария Виноградова: неунывающая Муся, оптимизму которой завидовали все