Меня часто спрашивают про перспективы коммуникаторов, в какую сторону развиваться и как применить свои знания не только в смежных областях.
Я отвечаю на эти вопросы, приводя в пример те варианты развития карьеры, которые наблюдаю все эти годы.
Встречу «Совета PR-директоров», которая уже становится доброй традицией, посвятила как раз профессиональному развитию коммуникаторов, мы обсудили как стать членом Совета директоров не только там, где работаешь, но и в других компаниях. А также поговорили про навыки и знания, которые помогли занять позиции генерального, операционного директора и продюсера.
Александр Цыпкин задал тон мероприятию, напомнив про свою давнюю фразу: PR для молодых и одиноких, поэтому готовить пути отступления надо уже сейчас.
Андрей Ракитин, управляющий партнер российского офиса «Stanton Chase» , рассказал о том, как войти в совет директоров с упором на матчасть. Много полезного о корпоративном управлении, которое сейчас активно развивается. Когда пиарщик хочет перейти в совет директоров, он должен задать себе вопрос: а что я могу привнести в его работу? Андрей считает, что перейти в совет директоров в чистом виде как пиарщик сложно. Поэтому нужно разложить свои компетенции на составляющие, провести их инвентаризацию и посмотреть, какие – пригодятся в СД.
Хорошим опытом в этом плане, своеобразной тренировкой может стать работа в любом коллегиальном органе или в должности советника. Одним из вариантов выхода за рамки пиара может стать работа в комитетах при СД. Иногда в них недостает людей с экспертизой. Для оттачивания навыков работы в совете директоров может быть полезна небольшая госкомпания.
Если вы готовитесь к переходу в СД, поработайте над своим резюме. Оно должно быть лаконичным, выделите в нем то, что соответствует уровню СД. Важно помнить: если есть конфликт интересов, его нужно обозначать и действовать так, чтобы потом не стало стыдно за собственную репутацию. Совет: сверяйте свою повестку с повесткой компании, в которую вы идете. Ответственность членов советов директоров существенно возросла, поэтому быть в совете и не нести ответственность почти невозможно.
Сухие факты. Может ли членство в СД обеспечить достойный источник дохода? Зависит от компании. Средний размер совокупного вознаграждения члена СД в крупной публичной компании – около 12 млн руб. в год. В компаниях поменьше цифры скромнее. В мелких госкомпаниях это и вовсе похоже на благотворительность. Вознаграждения совету директоров платятся только из прибыли, поэтому в убыточных компаниях члены СД не получают ничего.
А сколько времени уходит на такую работу? Тоже зависит от компании. В среднем это 15-20 заседаний в год, из которых примерно 6 – очные. Плюс, комитеты. Итого 30-35 календарных дней в году. Нужно ли специальное образование? Как правило, нет. Для выдвижения в СД госкомпании может понадобиться членство в ассоциации типа АНД или РИД. Научить азам директорства, т. е. выучить матчасть, можно на специализированных курсах. Например, на экономическом факультете МГУ есть курс «Корпоративный директор».
Интересным способом реализоваться пиарщику в совете директоров может стать переход в стартапы. Там пиар-компетенция может быть востребована в чистом виде. При работа в СД стартапа будет требовать большего, чем в публичной компании, вовлечения в бизнес и большего объема работы с менеджментом в роли наставника.
Ольга Подойницына, Член правления, руководитель глобального департамента корпоративных отношений и маркетинга «ВТБ Капитал»:Тема жизни после пиара, для пиарщиков как тема жизни после смерти – интересна даже агностикам.
Пиар включает в себя множество компетенций, это и стратегии, и бюджет, политики и процедуры, комплаенс, а не только внешняя картинка взаимодействия и креатива. Именно эти компетенции и могут проложить путь в совет директоров или правление.
Пиар создает реальность, которая трансформируется в репутацию. А во главе угла всегда риски и ответственность. При этом самые важные проекты часто остаются за кадром. А самые важные публикации – те, которые не вышли.
Если вы хотите выйти за рамки пиара, спросите себя: от чего вы получаете удовольствие в работе? От какого ее аспекта? Есть люди, которым нужен креатив, но есть и те, кому нравится рутина.
В СД или в правлении пиарщику несомненно пригодится его умение работать с внутренними и внешними клиентами, предлагать решения, уравновешивая интересы сторон, работать на бизнес-результат.
Говоря о корпоративном управлении: лучшие уроки не те, которые нам преподают, а те, что мы проходим ежедневно на практике. Опыт и понимание своих целей помогут при принятии решения.
Юрий Ровенский, Заведующий кафедрой «Финансовые рынки». Российский Экономический Университет им. Г.В.Плеханова, ех-Вице-Президент Директор управления общественных связей «Сбербанк»: Мы все хотим заниматься тем, что приносит удовольствие. Но это удовольствие должно еще и приносить доход. Реализовать себя после пиара без потери доходов помогут такие сферы, как консалтинг, образовательные проекты. Последнее сейчас крайне популярно и востребовано на рынке.
Независимых директоров приглашают по двум причинам: репутация и навыки, и сложно сказать, какая важнее.
Для многих людей должность независимого члена СД – это почетная пенсия.
Антон Назаров, РАНХиГС, ех-Директор по связям с общественностью «Интер РАО»:Коммуникации – это образ жизни. В СД приходят те, кто активно участвует в общественной жизни: в наблюдательных, попечительских, учёных советах. Такие коллегиальные органы - прекрасные площадки для работы со стейкхолдерами в интенсивном и продуктивном формате.
Также в советы директоров профессионалов коммуникаций приводит понимание, как строится репутация и что управлять ею невозможно, ибо состоит она из многочисленных составляющих. Но её можно корректировать, уточнять, формировать определённые её векторы в интересах компании.
Ещё одна грань для коммуникаторов в СД - реализация крупных проектов. Например, это цифровизация бизнеса, маркетинговые проекты, вывод на рынок новых продуктов, услуг, сервисов.
Необходимость взаимодействовать с госорганами - обязательная компетенция для любого СД: GR в России – больше, чем GR.
Главное, что коммуникаторы с этим набором возможностей очень востребованы сегодня в СД как российских, так и иностранных предприятий.
Александр Цыпкин, писатель: главная пиар-компетенция – вербовка, умение считывать человека. Вкупе с неконфликтностью, стремлением искать несиловые пути решения конфликтов, это очень сильно может пригодиться в управлении бизнесом. Как пример, участие пиарщиков в громких увольнениях, умение договориться с участниками конфликта.
Пиарщик должен отстраивать себя как особого человека, этакого спецназовца в бизнесе.
Ольга Мягких, Генеральный продюсер «Синергия»: Качества пиарщика и продюсера похожи на качества фандрайзера – это умение убедить, продать. Пиарщик – это многорукий будда, множество задач и сохранение спокойствия.
Тема женского лидерства: женщины-управленцы эффективны, они обладают гибким умом и умением принимать решения в кризисных ситуациях.
Подойницына Ольга про женское лидерство: считаю, что тема несколько гиперболизирована. Хотя есть исследования, которые подтверждают, что существует разница в компенсации у руководителей женщин и мужчин. В России эта проблема тоже существует. Однако уверена, что лидерство и профессионализм пола не имеют.
Армен Хачатрян, Заместитель директора, Фонд «Росконгресс»:Репутация – главный актив, именно по ней оценивают. Уйдя из пиара, не перестаешь быть пиарщиком. Поэтому когда мне пиарят спикеров, я мыслю как пиарщик. Как говорится, хочешь поймать преступника - думай, как преступник.
Разница в построении репутации между госчиновниками и частными бизнесменами сейчас стирается.
Анна Харнас, Директор департамента бренда и корпоративных коммуникаций «Сколково» : Пиар-лидеры находятся в тени. Мы формируем репутацию не себе, а лидерам бизнеса и компаниям. И самая большая радость – зачастую чужой успех.
В какой-то момент многие встают перед выбором - выйти из тени и стать публичным человеком, или продолжать работать в режиме консильери.
Пиару в России как индустрии 25 лет. Мы первое поколение профессиональных пиарщиков. Про что будут следующие 25 лет – зависит в том числе от нас.
Рубен Варданян считает, что у людей с опытом в коммуникациях большое будущее, потому что у них есть умение работать в горизонтальных сетевых структурах. Это такие толмачи, переводчики между людьми различных профессий и менталитетов.
Chief Communications Officer лучше отражает то, чем чаще всего занимаемся. Наша сильная сторона не в том, чтобы создавать и продавать прессе инфоповоды, а атом чтобы строить систему коммуникаций внутри компании и с ключевыми стейкхолдерами. Компетенция построения отношений и управления коммуникаций важна и востребована бизнесом. Так что карьерный прогноз позитивный. На своём примере могу сказать, что именно опыт в PR позволил мне выйти на новый уровень карьеры и стать членом правления бизнес-школы СКОЛКОВО, расширить сферу деятельности до бренд-маркетинга, GR, курировать работу с ключевыми для школы клиентскими группами.
Вагиф Бикулов, Операционный директор «Авилон»: не представляю, как вообще управлять бизнесом без опыта в пиаре.
Пиар как профессия развивается. Раньше это был реактивный пиар. Потом он превратился в создание контента. Теперь же это про умение работать в условиях волатильности, неопределенности. Мы живем в новой реальности, в которой невозможно все контролировать. Поэтому для пиарщика важно мастерство spindoctor, умение представить жесткую ситуацию выгодной, избежать войны.
Автор: Ольга Дементьева, Руководитель агентства HR4PR
Подписывайтесь на телеграм-канал @hr4pr #pr #hr #карьера