Я не большой любитель нарушать правила дорожного движения, особенно в заграничных поездках. Однако до недавнего времени по белорусским трассам можно было ездить, что называется, спустя рукава – камеры видеофиксации нарушений гражданам России были не опасны.
А вот летом 2018 года такая поездка обошлась мне в 2500 рублей – штрафы начали выписывать очень аккуратно. Возможно, для вас это не новость, но на всякий случай рассказываю – может кому-то пригодится. Тем более что многие собрались на новогодние каникулы в автопутешествия.
Как было раньше
Российская база данных по владельцам транспортных средств и водителям, что логично, недоступна белорусам. Таким образом, классическая схема с камерами автоматической фиксации не может работать – правоохранительные органы, даже если фиксируют нарушения, не могут никуда ничего прислать – адреса-то нету, и вообще кто за рулём был – неизвестно.
На эту мысль при очередном посещении Беларуси нас натолкнул минский товарищ, мы на радостях тогда всё перепроверили. И правда – проехали чуть быстрее положенного несколько раз, и ничего не произошло. С тех в поездках по территории Беларуси мы несколько расслабились.
Что изменилось
Летом 2018 года я ехала от Москвы до Бреста на своей машине по дороге в Европу – ездили в Италию на авто (статья о бензине и парковках, статья о бесплатных дорогах). Уже на подъезде к Бресту меня остановил предельно вежливый сотрудник дорожной полиции, я без задней мысли протянула ему документы. Только когда он взял моё водительское удостоверение в руки, он сообщил: "У вас зафиксировано нарушение скоростного режима, пойдёмте". И показал на одноэтажное здание у дороги – скромный пункт дорожно-патрульной службы.
Внутри мне на большом мониторе продемонстрировали детальные фотографии моей машины, показания приборов фиксации. Скорость была превышена не намного, но зато дважды. В итоге сотрудники оформили два протокола.
Доступа к базе у белорусов по-прежнему нет, возможности взыскивать выписанные штрафы когда водитель уже уехал – тоже. Поэтому штраф предлагается оплатить на месте, через специальный терминал в соседней комнате. Сотрудник, оформивший постановления, ещё и сам заполняет данные, нужные для оплаты в терминале – остаётся только вставить кредитку и ввести свой пин-код.
— А что если у меня с собой нет денег, если я не могу оплатить штраф прямо сейчас? – на всякий случай уточнила я.
— Ничего страшного, езжайте дальше, оплатите когда сможете. Но ваши права пока останутся у нас, – вежливо ответил полицейский.
Сотрудники белорусской дорожной полиции ведут себя предельно вежливо, общаются спокойно, даже приятно и по-доброму. К сожалению, мне удалось в этом убедиться дважды – по пути из Европы в Москву меня снова остановили на трассе. Конечно, больше я не превышала. Но пока я не подозревала о том, что штрафы реальны, небольших превышений на 5-15 км/ч у меня накопилось в базе белорусской полиции пять эпизодов.
Пока оформляли три задолженности за поездку Москва-Брест, я отгоняла муху, которая привязалась ко мне в скромной комнате поста ДПС и думала о том, что кроссовок давит на мозоль. Имеющиеся запасы пластыря на бедную болячку я уже извела, аптек по дороге не встретилось.
— А у вас случайно нет аптечки, мне нужен пластырь? – решила я уточнить у сотрудников ДПС, раз уж мы тут собрались.
Поиски шли минут 10. Сначала обыскали все комнаты поста, инспектор допросил своих коллег, возмутился отчего это у них нет пластыря. Потом взял ключи и ушёл в машину – поискать там. Через некоторое время вернулся радостный – нашёл! И вручил мне несколько запечатанных пластырей.
Как не получать штрафы
На самом деле трассы в Беларуси и так достаточно комфортные в плане скоростного режима. Ограничение для легковых авто здесь составляет в среднем 120 км/ч, правда встречаются населённые пункты. Кстати, камеры контроля скорости установлены чаще всего именно на таких отрезках.
Белорусские правила допускают превышение без последствий на 10 км/ч. Немного непривычно после российских дорог прибавлять мысленно к цифре в красном кружке 10, а не 20, но зато после Европы это больше чем ноль.
Превышение на 10-30 км/ч грозит штрафом 12,25 белорусских рублей – это было около 500 российских рублей в августе 2018 года. Таким образом, на бесплатных дорогах Беларуси я оставила почти 2500 рублей.