«Ослябя» - единородный близнец броненосца «Пересвет». Он был
заказан Новому Адмиралтейству в последнее десятилетие XIX века. Контракт на паровые двигатели разместили на Балтийском заводе.
Три года велось строительство на стапеле: заложен 09.11.95, спущен 27.10.98 гг.
Скорость работ на государственных верфях продолжала желать лучшего, и корпус пробыл в акватории завода до лета 1900 г.
Миллиметровыми шажочками двигалось отечественное судостроение. Главным его отличием от проекта в готовом виде была лишенная дополнительных площадок грот-мачта. Все «пересветы» строились для нужд Дальнего Востока, и в их конструкции учитывалась возможность межокеанских переходов. 1901 г. корабль простоял в доках Кронштадта, где монтировали оставшиеся броневые плиты.
Через семь лет после закладки, в конце кампании 1902 г., броненосец начал первые государственные испытания, добившись хода в 18,33 уз. В октябре провели стрельбы, но завершающий этап работ растянулся до лета 1903 г. Почти восемь полный лет – слишком много для XX века, к тому же «Ослябя» стал самым дорогим в серии, обойдясь казне в 11,34 млн. руб. Цена Нового Адмиралтейства внезапно оказалась заметно выше цены Балтийского завода.
В июле 1903 г. при переходе на Средиземное море, в Гибралтаре, он столкнулся с дном, что привело к множеству поломок и потере корпусом герметичности.
Проблемы пытались решить на стоянках в Алжире и Специи, но от забортной воды в междудонном пространстве эти ремонты не избавили. Новый, только из Кронштадта, корабль вылетает на мель, деформируя себе дно, и полгода, до декабря, пытается починиться в средиземноморских гаванях.
Вследствие поломок миноносцев А.А. Вирениус, в отряд которого входил новый «пересвет», смог пройти Суэцкий канал только после начала войны. Контр-адмиралу Вирениусу отдали приказ возвращаться на Балтику, а Порт-Артур не получил помощь в составе одного быстроходного ЭБ, семи крейсеров и одиннадцати эсминцев. Помимо аварии в техническом плане поход запомнился чрезмерным расходом на броненосце угля, как на стоянках, так и в открытом море, скоростной и прожорливый проект.
Копья по поводу возвращения Вирениуса ломаются до сих пор, почему Петербург приказал поворачивать, почему старшие офицеры отряда не приняли решения идти дальше. Как мог измениться расклад сил для адмирала Того с этим отрядом в Порт-Артуре или Владивостоке?
Два «систершипа» уже находились в Порт-Артуре, и третий готовился присоединиться к ним в составе подкрепления, отправившегося на Тихий океан в октябре 1904 г.
Эскадру разделили на два броненосных отряда, и «Ослябя» встал во главе второго из них. У марокканских берегов командование разделило свои силы на две группы, первый отряд, усиленный «пересветом», отправился в обход Африканского континента. Остальные корабли пошли через Суэц, чтобы соединиться с Рожественским возле Мадагаскара.
Оставив за кормой два океана, Рожественский полтора месяца крейсировала возле полуострова Индокитай, дожидаясь отряда Небогатова. Флот долго собирался, командование не отдавало приказ выступать, даже когда Рожественский был в Либаве, и поход, продлившийся восемь месяцев. 10 мая от болезни умер младший флагман Д.Г. Фелькерзам, но флаг его продолжал оставаться поднятым над броненосцем, чтобы сохранить боевой дух экипажей.
В первой фазе Цусимского сражения японцы сосредоточились на русских флагманах: ЭБ «Суворов» и «Ослябя». За несколько минут последний «пересвет» получил попадания в носовую башню, переставшую стрелять после трех залпов, а вода затопила через пробоины часть жилой палубы. Все эти повреждения явились следствием маневра русской эскадры в момент обнаружения японского флота, когда Рожественскому пришлось перестраиваться в одну колонну.
Нужно было любым способом не допустить пресловутой «палочки над Т». После пятнадцати минут боя нос корабля был разбит, а из артиллерии могли вести огонь по японцам только вторая башня и две кормовые 152-мм пушки. Подводные пробоины вызвали крен, который пытались компенсировать контрзатоплением.
В 14:30, через сорок минут с начала сражения, броненосец покинул русскую колонну, вода на тот момент достигала уровня носовых орудийных портов. После этого «Ослябя» лег на левый борт и быстро погрузился под воду, на подоспевшие миноносцы было поднято 376 моряков, меньше половины команды. Командир, капитан 1-го ранга В.И. Бэр, фактически исполнявший обязанности младшего флагмана после Д.Г. Фелькерзама, отказался покинуть свой мостик.