Привычную всем нам услугу «смс-информирование» большинство банков давно включили в состав целого комплекса дополнительных сервисов под названием «Мобильный банк».
Помимо получения стандартных уведомлений об операциях, совершенных с помощью банковской карты, он позволяет оплачивать услуги, совершать денежные переводы и т.д.
Словом, банки в своем стремлении привлечь к себе побольше клиентов, стараются сделать свои сервисы максимально доступными и комфортными. Однако побочных эффектов, к сожалению, избежать не удается, а в денежных отношениях они обходятся очень дорого.
Принцип действия Мобильного банка основан на подключении владельца карты к номеру мобильного телефона – в этом заключается его и плюс, и минус одновременно.
Если положительные стороны Мобильного банка активно афишируются в ярких рекламных предложениях, то отрицательные его аспекты обнаруживаются в менее красочных, но куда более серьезных документах – судебных решениях.
Недавно попалось на глаза любопытное постановление Верховного суда, которое проливает свет на один серьезный риск, которому подвергаются пользователи Мобильного банка (Дело № 4-КГ16-66).
Некая гражданка оформила в Сбербанке кредитную карту в 2012 году. По правилам этого банка для кредитных карт по умолчанию подключается услуга Мобильный банк, которая предоставляется заемщикам бесплатно.
Сервис был подключен к телефонному номеру, который клиентка указала в договоре. В мае 2013 года гражданка благополучно выплатила весь кредит по карте и забыла о ее существовании.
Однако спустя два года ей пришлось снова о ней вспомнить: банк предъявил иск о взыскании (!) 176 тысяч рублей – задолженность, которая образовалась по той самой кредитной карте.
Как выяснилось, телефонный номер, на который был когда-то подключен Мобильный банк по карте, был заблокирован оператором связи: абонент не использовал его 6 месяцев подряд, а согласно действующим правилам в таком случае договор расторгается.
Спустя некоторое время этот телефонный номер был выделен другому клиенту. По всей видимости, он увидел, что подключен к чужому Мобильному банку и не преминул этим воспользоваться.
С кредитной карты неоднократно выводились деньги, которые, разумеется, затем не возвращались банку, и в итоге счет был выставлен ничего не подозревающей владелице карты.
Ей пришлось пройти очень долгий путь – вплоть до самого Верховного суда – чтобы доказать свою непричастность к образовавшейся задолженности по кредитке.
К счастью, суд признал в итоге вину банка в том, что он не идентифицировал надлежащим образом личность того, кто направлял поручения о переводе денег с карты. Но если бы это была не кредитная, а дебетовая карта?
В таком случае ущерб от мошенников понес бы не банк, а сам владелец карты, так как на ней хранятся самые что ни на есть личные, а не кредитные средства. А ведь найти преступников в подобных ситуациях удается далеко не всегда – т.е. деньги можно не вернуть.
Проблема в том, что Мобильный банк привязывается к телефонному номеру и банк не видит, кто им фактически пользуется. На официальном сайте Сбербанка по этому поводу сказано:
- при смене номера телефона клиент обязан сообщить банку об этом и отключить Мобильный банк от «старого» номера;
- если клиент не сменил номер телефона, а перешел вместе с ним к другому оператору (т.е. сменил сим-карту), Мобильный банк продолжает работать с этим номером.
Как видно, Мобильный банк «привязывается» к номеру телефона, а не к сим-карте. Поэтому если номер переходит к другому клиенту даже с новой сим-картой, есть вероятность, что вместе с номером он получит и доступ к Мобильному банку предыдущего владельца.
Конечно, банки стараются проследить смену сим-карты владельца и заблокировать Мобильный банк в таких случаях самостоятельно (такие прецеденты встречаются), однако нигде в официальных правилах обслуживания карт такая обязанность банка не прописана.
Поэтому привлечь его к ответственности в случае хищения средств мошенниками будет крайне проблематично.
Напомню, что с 1 июня действует закон об отключении сим-карт, владельцы которых не подтвердили свою личность. Поэтому постепенно фактов блокировки номеров становится все больше. Вместе с этим возрастает и риск хищения средств с банковских карт через Мобильный банк.
Не забывайте своевременно отключать эту услугу, если телефонный номер, к которому она «привязана», больше вам не принадлежит.