Ernesto Bitetti (b. 1943) — прославленный аргентинский гитарист из Rosario. Его выступления (в том числе с многочисленными оркестрами) охватывают пять континентов и крупнейшие концертные залы. Ему посвящали пьесы и концерты такие композиторы как Родриго, Морено-Торроба, Кательноуво-Тедеско, Дюарт, Абриль, Жилардино и Пьяццолла. В 1989 году он основал факультет гитары в Indiana University Jacobs School of Music в Блумингтоне в США и продолжает возглавлять программу. Ernesto Bitetti — обладатель обширной дискографии.
Ниже — текст интервью 2017 года (англ.) с небольшими сокращениями.
Как вы начали играть на гитаре?
Я начал играть на классической гитаре, когда мне было 5 лет в моем родном городе Росарио, Аргентина. Моими учителями были Graciela Pomponio и Jorge M. Zarate. Мечта стать гитаристом пришла ко мне после просмотра фильма, который я смотрел с бабушкой и который рассказывал о жизни последнего аргентинского паядора (гаучо, трубадура) Betinotti. Мне было так увлекательно обдумывать, как он путешествовал по Пампасам в сопровождении своей лошади и гитары. Звук инструмента очаровал меня, и, как только я вернулся домой, я попросил своих родителей купить мне инструмент.
Кто оказал влияние на вашу карьеру?
На самом деле никто, кроме моих родителей, которые очень поддержали меня, а потом и моей жены Грасиелы. По сути, я сделал всё сам. Я занимался до 12 часов в день, когда мне было 17-18. Это действительно помогло мне развить свои технические навыки. После этого периода интенсивной практики я провел ещё четыре года интенсивного обучения в Instituto Superior de Musica (Universidad del Litoral) в Санта-Фе, столице провинции. В этом институте я прошёл все курсы, необходимые для обучения в качестве музыканта: 4 года игры на фортепиано, 1 год флейты, 6 месяцев виолончели, дирижирование хором, история искусств, литература, теория музыки, форма и анализ, и контрапункт.
Какие у вас были отношения с Андресом Сеговией?
Сеговия был моим примером для подражания в молодые годы. У меня был очень неутешительный опыт в Сантьяго-де-Компостела в 1965 году. Прождав целый месяц в течение его курса, будучи единственным гитаристом, которого он ещё не слышал, я попал к нему в последний день, когда он был с очень плохим настроением и отнёсся ко мне очень недоброжелательно.
На Youtube есть видео, где я играю для него "Sonatina Meridional" Понсе, которая иллюстрирует этот опыт. 20 лет спустя мы долго беседовали в его доме в Мадриде, всего в 10 кварталах от меня, и помирились. Несколько дней спустя он отправил мне милое письмо, распространяясь обо всех моих достижениях.
Каково было руководить и развивать одну из самых уважаемых гитарных программ в стране, в Университете Индианы, в последние 28 лет?
В 1988 году я давал сольный концерт на музыкальном фестивале в Каракасе, Венесуэла, где по стечению обстоятельств встретил декана Чарльза Уэбба (Charles Webb) из Университета Индианы, который, похоже осознавал необходимость создания программы гитары там. Через несколько месяцев он позвонил мне в Мадрид и предложил такую возможность. Я был так занят выступлениями, что отложил ответ на месяцы, пока, наконец, не принял его предложение в сентябре 1989 года.
Это было настоящим испытанием для меня, потому что до этого времени моя профессиональная жизнь была посвящена только выступлениям (гастроли 7 месяцев в году) и записи. По меньшей мере, это было крупное предприятие, потому что нелегко было создать программу с нуля.
Было лишь немного факультативных занятий по гитаре, и мне предстояло создать все остальное. Почти три года у меня ушло на разработку и создание не только бакалавриата, но и магистерских и докторских программ. Мне нужно было разработать стратегию увеличения числа факультативных классов, чтобы улучшить Школу в целом, и в то же время получать доход от возможных стипендий, которые будут предоставляться аспирантам.
Сегодня программа расширилась и включает в себя более 26 гитарных специальностей, которые варьируются от аспирантов, студентов и докторантов, многие из которых приезжают из зарубежных стран, таких как Норвегия, Италия, Тайвань, Китай, Болгария, Сербия, Турция, Канада, Коста-Рика, Бразилия, Мексика, Колумбия, Эквадор, Перу, Южная Корея и США.
Мы предлагаем дипломы исполнителя и артиста, которые в значительной степени сконцентрированы на исполнительстве, а также создали большой гитарный ансамбль (12 участников) под руководством нашего приглашенного лектора Daniel Duarte. За последние 28 лет мы создали программу, включающую в себя курсы по истории гитары, педагогике и аранжировке, ансамблю, и даже проводим ежегодный Indiana International Guitar Festival and Competition, в котором принимают участие 50 участников из 14 разных стран, соревнующихся в 3 разных категориях; открытая, младшая и старшая подростковые группы.
У нас есть 8 младших преподавателей (аспирантов), которые имеют возможность преподавать на всех уровнях факультативных классов и индивидуально, что помогает им получить отличную подготовку (получение степени магистра и доктора) для будущих должностей в средних школах, колледжах и университетах.
Цель состоит в том, чтобы сделать наших студентов-гитаристов лучшими музыкантами, и чтобы они в полной мере воспользовались инфраструктурой нашей музыкальной школы, которая является крупнейшей в мире и имеет 4 симфонических оркестра, камерный оркестр, ансамбль современной музыки и так далее.
Университет предлагает более 1150 выступлений круглый год, а наша музыкальная библиотека каталогизировала 3000 произведений, в которых гитара включена во всех её возможностях (соло, дуэты, трио, камерная музыка, концерты и так далее).
Petar Jankovic — ещё один наш лектор, который помимо своих обязанностей в качестве профессора, координирует 29 факультативных классов (всего 300 гитаристов), а также индивидуальные занятия по выбору, и преподаёт курсы гитарной литературы и гитарной педагогики.
В нашей "пре-колледж" программе под руководством Atanas Tzvetkov обучаются 45 юношей (от 6 до 17 лет), которые занимаются исключительно на классической гитаре, со своими мастер-классами и сольными программами. Удивителен интерес, который классическая гитара получает в этой стране, и с таким спросом. Программы начального образования необходимы для того, чтобы познакомить младших школьников с классической гитарой, после чего они смогут играть на сильном уровне в подростковом возрасте.
Я чувствую, что классическая гитара в США находится на подъёме, и её начинают воспринимать всерьёз как инструмент 21-го века.
Чего вы ожидаете и пытаетесь привить своим студентам?
Приоритетом является создание очень дружественной атмосферы, в которой выпускники помогают студентам, и у каждого есть возможность (на мастер-классах) играть для других.
Во-вторых, это подготовить наших гитаристов как самых разносторонних музыкантов, к чему подталкивают многочисленные сильные академические курсы, которые предлагает Университет.
В-третьих — максимально помочь студентам быстро прогрессировать в их технических и интерпретационных навыках. Мы работаем с огромным репертуаром, работая над пьесами, которые студентам действительно нравятся, охватывающих четыре столетия истории гитары. Конечно, есть особый интерес к изучению испанской и латиноамериканской музыки.
В вашей долгой и выдающейся карьере, что было основными моментами?
Возможность работать в тесном контакте с такими современными композиторами, как Родриго, Торроба, Тедеско, Дюарт, Гарсия Абриль, Пьяццолла и так далее, мировые премьеры их работ на моих концертах всегда приносили мне удовольствие. У меня была возможность играть с замечательными симфоническими и камерными оркестрами по всему миру, а также в лучших залах. До приезда в Индиану я гастролировал 7 месяцев в году, очень интересная, но изнурительная жизнь.
Некоторыми интересными моментами были гастроли с Пражским камерным оркестром, исполнение "Аранхуэсского концерта" без дирижёра и разделение этой ответственности с концертмейстером. Кроме того, игра с Пласидо Доминго перед 50 000 зрителей на футбольном стадионе в Севилье в 1992 году была поистине грандиозной.
Какие элементы создают хорошего музыканта?
Ответ прост: в молодом возрасте вы должны приобрести все знания, которые должен получить музыкант, и убедиться, что у вас есть прочный музыкальный опыт в технике, теории, истории и развитый слух. Инструмент является последним этапом, чтобы дать жизнь написанной партитуре.
Какой совет вы можете дать начинающему гитаристу?
Я ответил на этот вопрос выше, но добавлю, что дисциплина и самоотдача имеют основополагающее значение для прогресса, никто не добивается результатов, будучи ленивым.
Существует период, в который необходимо практиковаться, практиковаться и практиковаться. Когда вы считаете, что уже готовы к профессиональной карьере, наступает следующий период, в котором нужно получить выступления.
В наши дни это совсем не так, как 40 лет назад, когда я начинал. В те времена почти не было никаких гитарных конкурсов, поэтому единственным способом было посылать записи, биографии и стучаться от одной двери к другой. Сегодня есть Youtube, интернет-радио и конкурсы, которые теперь являются единственным способом получить признание и оценку, даже если вы не выиграете. Это сложно, но не невозможно. Побеждают самые талантливые, но также обладающие особой харизмой, индивидуальностью и удачей оказаться в нужном месте в нужный момент.
Можете ли вы описать своё представление о записи классической гитары?
Я начал свою профессиональную карьеру с записи, особенно с моих первых концертов, "Аранхуэс" и концертов Кастельноуво-Тедеско, которые были записаны в далёком 1967 году.
Этот альбом открыл возможности во многих странах, поскольку он был распространён по всему миру через лейбл Hispavox в Испании. В те времена я выпускал по 2 альбома в год (в течение 10 лет), в основном испанской музыки, а также итальянской и южноамериканской.
Некоторые из них были очень удачными; в 1983 году я выиграл ежегодную премию в области звукозаписи, присуждаемую Министерством культуры, впервые записав полное собрание сочинений Гаспара Санза для классической гитары.
У вас есть любимый репертуар?
Мне всегда нравилось то, что я выбирал для игры. Я никогда не был обязан выполнять работу, которая мне не нравилась. Мой репертуар всегда был очень широк, но, возможно, мои любимые в последнее время — это Пьяццолла, Вила-Лобос и Диенс.
Что ожидать от Эрнесто Битетти в будущем?
Кто знает? Я живу настоящим и слишком занят, чтобы думать о будущем.
Если вы считаете информацию интересной, обязательно ставьте лайк — это продлевает "жизнь" публикации в ленте Дзена. А по следующей ссылке — Классическая гитара, путеводитель по каналу.