Один из главных ( по мнению большинства критиков и прочих сведущих людей) отечественных фильмов года - "Сердце мира" Натальи Мещаниновой, к сожалению, прошел мимо большого количества зрителей.
"Аритмия" (также снятая по сценарию Мещаниновой) получила гораздо больший зрительский резонанс, но тут, как мне кажется, все дело опять в том, что действие перенесено в российскую глушь, которая парадоксальным образом одновременно является и огромном пространством нашей страны, о котором мы ничего не знаем и ( давайте уж признаемся) знать особо и не хотим. Тихая жизнь мало кому интересна, общение с природой чаще всего в наших широтах - синоним дискомфорта и преодоления, однако я очень понимаю творцов, которые помещают героев в подобное место действия: ничего не отвлекает от главного.
Герой фильма - Егор ( Степан Девонин) работает ветеринаром на одной из притравочных станций. Такой на первый взгляд абсолютно положительный герой: немногословный, дельный, ответственный, трудолюбивый. С первых же кадров подкупает его желание спасти серьезно раненую собаку, хозяин которой Николай Иванович - владелец этой станции, готов усыпить ее, чтобы не мучалась. А Егор добровольно взваливает на себя тяжелую реабилитацию Белки. Он вообще последователен и надежен. Но очень быстро становится понятно, что все это - только в сфере "человек-природа". С людьми у Егора очень плохо получается все : общаться, взаимодействовать, договариваться, уживаться.
Не знаю, кого как, а меня немного настораживают люди, которые декларируют, что с животными проще, чем с людьми, животные, мол не предают, по-настоящему любят и прочее. Людей и животных сравнивать нельзя по многим причинам именно в плане коммуникации. Возразить не могут - вот в чем проблема. Так или иначе человек получает власть над животными, пусть не агрессивную, пусть бархатную, но власть, а чуть проигрывает в общении с людьми - сразу на дыбы: обидели, унизили, обошли. Именно такие люди, попадая под власть гнева, могут вести себя неадекватно и очень радикально.
И по моим ощущениям "Сердце мира" - тяжелый и абсолютно мизантропический фильм, ибо его главный герой - мизантроп и, рискну сказать, - трус.
Аннотация к фильму на мой взгляд, совершенно не соответствует действительности, мол, "Егор берется за любую работу, лишь бы стать своим для хозяина станции Николая Ивановича и его близких. Егору хочется почти невозможного — стать частью этой семьи."
Я вас умоляю, вся семья главного по станции абсолютна открыта Егору для общения, а Даша ( Яна Сексте) - дочь Николая Ивановича крайне очевидно выражает ему свою симпатию и стремится к близости. Но как-то так у него внутри все устроено, что "вот тут хочу, а тут не хочу". То есть проводить тяжелейшую реабилитацию собаки, которая при любом исходе благодарно уткнется мордой тебе в плечо и согреет теплым дыханием - гарантированный результат. А позволить себе объятия с женщиной, за которую, возможно, в чем-то придется взять на себя ответственность или просто эмоционально взаимодействовать не только тогда, когда тебе захочется - все, нет, невозможно. Приручишь еще - и отвечай. Или приехать на похороны к матери, с которой , судя по всему, было трудно, но, учитывая, что фигура отца не фигурирует вообще, половину обвинений можно уже сразу бы списать - нет. Егор - капризный обиженный мальчик в страшном неуютном мире. Долгов не списывает.
В случае с "Сердцем мира" как мне кажется, невозможно уйти от параллелей с фильмом " Человек, который удивил всех" ( и дело не в большом количестве визуальных приемов и совпадений этих картин). Меня поражает, насколько непримиримы люди к трансформации мужчины в женщину и как сочувственно и нормально принимается в обществе недотрансформация мальчика в мужчину, например.
" Ах эти мужчины, они как дети! Ох, он так и остался мальчишкой!" - миленькие такие и абсолютно приемлемые высказывания и суждения. А по мне - куда как более чудовищные. Невыросшие мальчики делают новых детей и бросают их - новых мальчиков, которым не суждено вырасти. Это поколения и поколения недомужчин, которые обвиняют женщин во всем, женщин которые их хотя бы не бросили.
У Даши (матери-одиночки) есть сын Ваня, который неспроста находит общий язык с Егором. Меня поразила сцена, когда рассерженный Ваня в сердцах кричит, что вырастет и "убьет эту мать", которая за что-то его поругала, а Егор, утешая его, даже не пытается сказать ему, что это неприемлемо - так говорить о матери. Он увидел в мальчике себя и стал утешать только поэтому, а вовсе не из сострадания и человеколюбия.
Для меня "Сердце мира" - это такой "Маленький принц", вывернутый наизнанку. Попытка соорудить свою планету, на досуге поговорить с лисом-другим, по желанию - нарисовать барашка, по желанию- навести порядок ( а то, как Егор стал ближе к концу фильма "наводить порядок" в плане разборок с "зелеными", бойкотирующими притравочную станцию подтвердило мои мысли о радикальности "слишком добрых душ").
Но, увы, такой типаж - распространенный герой-антигерой нашего времени.
Есть ли в "Сердце мира" конструктив при всей этой тяжести? Есть.
Правда исходит он не от главного героя, так вышло, но тем не менее. Ну во-первых Николай Иванович ( Дмитрий Поднозов) со своей простой, но рациональной жизнью - как здорово показано, что человек может ошибаться, косячить, но пытаться все исправить, не впадать в панику, не становится агрессивным дебилом, а признать неправоту, попросить прощения.
Ну и достаточно быстро понимаешь, что на сей раз глушь, в которую нас перенесли кинематографисты сама по себе конструктивна, в кои-то веки.
Многие наконец поймут или попытаются, что такое притравочные станции, что там происходит, почему так важен закон о защите животных, о котором так много говорится в последнее время в обществе и что с этим законом не так.
А еще конструктив в том, что в принципе о законах начинаешь задумываться. Их там кто-то принимает, кто-то лоббирует, кто-то противостоит, а 99 процентов населения вообще не понимает что к чему. Есть какие-то жалкие проценты охотников ( ну или прочих хищников, планирующих свои выгоды) жалкие проценты "зеленых"( или прочих правовых активистов, которые понимают, что так быть не должно), они вступают в конфронтацию между собой, а общая картина, касающаяся всех в плане подумать о будущем животного мира ( прав человека, будущего страны, о гуманности и так далее) в принципе не складывается.
Вот и получается, что люди у нас, как эти лисы Николая Ивановича, "пять поколений в неволе": если резко выпустить даже из благих побуждений - в жизни ни фига не ориентируются и дохнут.