Необходимо ли применение дополнительного коэффициента 1,04 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду при её исчислении за отчетный период 2018 года?
Отвечает юрист Центра Зиновкин Никита:
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
При этом плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
При этом согласно пункту 4 указанной статьи Федерального закона ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 29 июня 2018 года № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 758) в 2019 году применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее – Постановление Правительства РФ № 913), установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04.
При этом необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ № 913 установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016, 2017 и 2018 г. г.
Таким образом, в настоящее время отдельные ставки платы для отчетного периода – 2019 год не установлены.
При этом пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 758 закреплена формула расчета указанных ставок:
Ставки платы за 2019 год = Ставки платы за 2018 год х 1,04
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ № 758 данное Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года.
При этом указанным нормативным правовым актом закреплены:
- Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные);
- Изменения, которые носятся в акты правительства Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 года № 7-О, Определением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П, Определением Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 828-О-О, Конституционный суд Российской Федерации отмечает, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.
В Решении Конституционного Суда РФ от 1 октября 1993 года № 81-р суд указывает, что нормотворческая практика введения в действие закона свидетельствует о том, что основным принципом существования его во времени является немедленное действие. Придание обратной силы закону – исключительный тип его действия во времени, использование которого относится лишь к прерогативе законодателя. При этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
На основании изложенного к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года применяются:
- Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные);
- Изменения, которые носятся в акты правительства Российской Федерации.
При этом пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 758 установлена формула для определения ставки платы для отчетного периода – 2019 год.
При этом необходимо отметить, что проект Приказа Минприроды России «О внесении изменений в Приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (далее – проект Приказа) предусматривает применение при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период – 2018 года дополнительного коэффициента Кинд, равного 1,04.
Таким образом, в положениях проекта Приказа о применении дополнительного коэффициента Кинд допущена ошибка.
Указанный коэффициент учитывается в составе ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период – 2019 год и не требует самостоятельного отображения в форме декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.