Найти тему
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

После экзамена

Автор: Виктор Минаков

Алеша Поповин, студент экономического факультета пришел с экзамена в радостном возбуждении.

- Пятерка! - с порога крикнул он в комнаты. - Есть кто дома?.. Ау!.. Торопитесь поздравить!..

Дома находился только Алексей Николаевич, суховатый высокий старик, с кустистыми седыми бровями. Он не спешил с поздравлением: не верил в справедливость столь высокой оценки. Его внук не был горазд на науки, тем более экономику - современный молодой вертопрах, в голове у которого одни развлечения. Вся его экономика заключалась в наездах на родительский кошелек. Он и в институт-то попал благодаря папиным деньгам и угрозе быть призванным в армию. Учился он на коммерческом факультете, а там все продается и покупается, начиная с оценок.

Убавив звук телевизора, Алексей Николаевич, ждет появления в зале ликующего существа. И вот оно появилось: долговязый веснушчатый парень, в левом ухе серьга, дырявые джинсы.

В годы учебы Поповина-старшего студенты одевались опрятно, ходили в отутюженных брюках со стрелками, а сейчас – черт-те что. Одежду вовсе не гладят. Чем дряннее она, тем моднее. Противно смотреть.

И все же это был его внук. Алексей Николаевич, борясь с неприязнью, рассматривает его и спрашивает:

- Пятерка, говоришь?.. Ну, ну... И во что же обошлась тебе эта пятерка?

Радость студента была настолько великой, что он не обиделся на подначку.

- Если честно, я надеялся только на тройку, но вопрос попался простецкий, и нате – пятерка!.. Требовалось доказать преимущества рыночной системы над плановой!..

- Простецкий вопрос?! – поднял бровь Алексей Николаевич. – Перед этой проблемой пасуют даже ученые люди! Есть академики! А для тебя – простецкий вопрос!.. Как же тебе удалось его разрешить?..

- А я сразу так и сказал: здесь доказывать нечего, все на виду: будь она состоятельной, она бы не развалилась… Раз победа осталась за рыночной значит ее преимущество - она сильней и живучей.

- И все?!!..

Алексей Николаевич долгое время работал при плановой директивной системе и знал досконально ее плюсы и минусы. Он мог бы выставить целую рать аргументов как в защиту этой системы, так и против нее.

Ему тогда очень не нравилась чрезмерная регламентация жизни: все расписано, как в армейском уставе. Оценка личности и всего коллектива проходила только по признакам выполнения или невыполнения ими команды. И даже когда в действиях подчиненных был здравый смысл, но команда не выполнена их наказывали: в острастку другим!

В другое время он сам подбросил бы пару поленьев в костер недовольных командной системой, но сейчас, услышав огульное отрицание всей системы планирования, он решительно встал на ее защиту.

- И все?! – повторил в изумлении старик.

- А чего еще надо?.. Раз победил, значит - ты лучший!.. Преподавателю это понравилось…

- А тебе вместе с вашим премудрым преподавателем не приходила в голову мысль, что победа не всегда убедительный довод?.. Что победу можно зажульничать, добиться ее, скажем, хулой и предательством?.. Что эту систему могли специально разрушить?..

-Ха!.. Кому это надо?!..

- Да мало ль кому… Тому, например, кто хотел, чтобы наша страна обратилась в ничтожество. Тому, кто боялся идей коммунизма. Кому не нравилось получать по труду, кто, не желая честно трудиться, хотел иметь все, и как сыр в масле кататься... Не всегда побеждают заслуженно. Чтобы доказать превосходство чего-то над чем-то, обе стороны нужно сравнить только по существенным свойствам, по объективным критериям. Это отправной пункт любого анализа…

- Вечно ты фантазируешь, дед, - попробовал внук свернуть разговор.

Он был убежден, что пятерка была заслуженной. Его оценил специалист. А кто такой дед? Как был он всю жизнь полунищим, так им и остался. Всю жизнь трудился на государство, а остался при пенсии, которой даже на лекарства ему не хватает.

Но дед не сдавался.

- Давай-ка попробуем глубже разобраться в этом вопросе… Чем можно еще доказать преимущество твоего победителя? Что ты можешь еще положить на чашу весов в пользу рынка?

- Весь мир живет по этой системе! Этого тебе не достаточно?!.. И у нас товаров стало полным-полно, - подумав, добавил студент. - А тогда, ты сам говорил, - очереди, пустые полки во всех магазинах…

Алексей Николаевич досадливо крякнул: внук указал на затасканный жупел, которым любили пугать обывателя. Старик и сам отчетливо помнил ситуацию перед горбачевской реформой – тотальная нехватка товаров.

Но он знал и другое – тогда производство тех же самых товаров было в разы, в десятки раз больше, чем их производят сейчас. Все склады до отказа были забиты продукцией. Колбасы, консервы, сыры вагонами томились на складах. И ему было совсем не понятно: товары лежали и портились, а за ними стояли километровые очереди, свободно их можно было купить только по блату, по телефонным звонкам и запискам от влиятельных лиц. Что это: головотяпство или вредительство? Сознательный курс на дискредитацию социализма? Ответа на эти вопросы Алексей Николаевич не знал до сих пор, но то, что происходит сейчас, не может быть оправдано теми недостатками прошлого, они были легко исправимы при надлежащем народном контроле. И ему хотелось убедить в этом внука.

- Это говорит не о пороках системы, - наставительно сказал он, - план – всего-навсего инструмент. Это говорит лишь о том, что инструмент находился в ненадлежащих руках. В руках ротозея или даже преступника. Все доводы сегодняшних критиканов планирования относятся к сути планирования так же, как машина к водителю. Машина прекрасная, а водитель – дерьмо, но они обвиняют машину: трясет, укачивает…

- Вот видишь! – воскликнул торжествующе внук. - Надо было иметь и хорошие инструменты, и умелых работников, и кристальных правителей. А при рыночной системе – не надо об этом заботиться! Рынок сам все расставит по нужным местам: и людей, и товары, и цены. Вот тебе и преимущества рынка!..

- Но ты посмотри, что и как он расставил!.. Посмотри, чем наш рынок сегодня наполнен! Все кругом импортное! Даже огурцы и те привозить к нам стали из-за границы! Кругом – импорт.

- А мне без разницы, где и что сделано! Мне главное – оно есть, и его я могу свободно купить!

- Прекрасно! Тебе все без разницы! Тебе все равно, что страна уже стала придатком к другим государствам. Тебе все равно, что народ погружается в хаос, в содом и гоморру: алкоголизм, проституция, бандитизм, терроризм. А тебе все без разницы! Так рассуждают и все обыватели. Но им это можно простить – они обыватели!.. Но ты, ты – будущий экономист! Ты должен понимать, что дешевле: производить товары на месте, где есть сырье, другие ресурсы или везти их из Китая, Европы, Америки?.. А если над этим задуматься, окажется, что не все равно никому: если себестоимость выше, значит выше цена, значит – потери из кошелька обывателя!..

- А на чем у нас их делать?..

- Вот, вот! Сейчас уже не на чем! А недавно было на чем!.. Кстати, ты знаешь, что только у нас, здесь, в нашей области, до упразднения планов работали три крупнейших рыбоконсервных комбината?.. Были стационарные и плавучие заводы по производству знаменитой черной икры! Где все это сейчас?.. Ни комбинатов не стало, ни рыбы…

Алексей Николаевич с ностальгией перечислял, что было и чем были заняты его земляки в то время, которое сейчас называют застоем, упадком и прочей бредятиной.

– Вся продукция была преотличного качества!.. - упивался он приятными воспоминаниями. - А сейчас?!.. Кто даст гарантию, что мы потребляем именно то, что написано на этикетках?.. Все почти бесконтрольно!.. Что ты ответишь на эти реалии?..

Внук беззаботно сказал:

- Эти вопросы – к правительству…

- Не только, - недовольно поморщился Алексей Николаевич. – Не только… Это и наша ответственность: мы же их выбираем... И почему-то всегда голосуем за льстивый язык и сноровку болтать без бумажки… А у них - одни обещания и лозунги… Качают из земли миллионы кубов нефти и газа и гонят их недуром за границы… Трезвонят об удвоении ВВП, а сами не ведают – как это сделать. Нет ответа на простые вопросы: за счет чего он будет удвоен, на каких мощностях, что для этого нужно, что есть, где будет взято недостающее. А ответить на эти вопросы без продуманных планов нельзя…

Алексей Николаевич испытующе смотрит на притихшего внука и видит, что на лице у того появилась задумчивость, и он решил закрепить свой успех.

- Все разумное в жизни происходит по плану, - повторил он свою главную мысль. - Даже оголтелый противник планирования не рискнет утверждать, что без плана можно выстроить дом, мост через реку, дорогу... Идя в магазин, человек намечает, что он должен купить. Направляясь на службу, тот же чиновник думает о распорядке наступившего дня. Хирург всегда планирует операцию… План жизненно необходим…

Дед незаметно увлекся и видит - переборщил: задумчивость внука стала перерастать в недовольство, по его лицу разливается скука, и Алексей Николаевич меняет набор аргументов:

- Возьмем нашу дачу… Еще с осени я начинаю планировать, что на ней буду делать весной. Думаю об удобрениях, где и чего посажу.

Старик подробно расписывает всю технологию дачного производства. Внук опять начинает слушать внимательно: это понятно, доходчиво.

Закончив дачный пример, дед спрашивает:

- Ты согласен, что все, о чем я сейчас говорю, есть элементы планирования?.. То есть: сначала я думаю, чем мне надо заняться, потом – каким образом буду все это осуществлять. Что смогу сделать сам, где мне надо обратиться за помощью, к кому обратиться. Думаю, сколько потребуется мне денег, ну и так далее… Согласен, что именно из таких элементов слагается план?..

- В общем-то, да…

- А из чего слагается рынок?.. Не из чего! Из подъемов и кризисов! Он рассчитан только на выживаемость: кто сильнее, нахрапистей, тот выживает. Закон джунглей!.. И это в то время, когда существуют компьютеры, когда человек вырвался в космос! И вот, если бы я надеялся на принципы рынка – пусть выживает сильнейший, на даче были бы одни сорняки. Сорняки – самые сильные, самые живучие. Только пользы от них – никакой!..

Алексей Николаевич опять выжидающе смотрит на внука:

- Ты чего-нибудь понял из того, что я говорю?.. Понял теперь, у кого преимущества?

- Государство не дачный участок, - отвечает уклончиво внук. - На даче ты планируешь сам. А если тебе план дают сверху?..

- Так это же лучше! Это значит, есть тот, кому нужна моя продукция. Значит – нет проблем с ее сбытом. Значит - есть тот, кто будет помогать мне с семенами и удобрениями… При стихийном рынке все это лежит на моих плечах, это мои риски, а при плане или заказе от государства от меня требуется только честность и добросовестный труд… Однако ты прав – государство не дачный участок! Разница очень большая: чтобы управлять государством, надо шевелить мозгами изрядней!.. Стоит пустить экономику на самотек – тоже вырастут одни сорняки. А сорняки в масштабах страны – это погибель, это крах всему государству...

Внук не стал уточнять, о каких сорняках говорит теперь дед, и родителей о сдаче экзамена он известил уже без восторга.

Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и Виктора Минакова подарком, указав в комментарии к нему назначение "Для Виктора Минакова".