С 1956 года основным военно-транспортным самолётом ВВС США является четырёхмоторный Lockheed C-130 Hercules. За это время произведено более 2500 «Геркулесов», что делает его самым распространённым самолётом своего типа в мире. Неоднократно предпринимались попытки разработать ему замену. Об одном из самых интересных потенциальных сменщиков C-130 и пойдёт наш сегодняшний рассказ.
Advanced Medium STOL Transport
Командование ВВС США в 1968 году опубликовало требования проекта Advanced Medium STOL Transport. В рамках программы необходимо было разработать новый средний транспортный самолёт укороченного взлёта и посадки. Будущий сменщик Lockheed C-130 Hercules должен был взлетать с грунтовых аэродромов с длиной ВПП 610 метров и перевозить 12 тонн груза на расстояние 740 километров. Для сравнения — «Геркулесу» для взлёта с таким грузом требовалась ВПП длиной 1200 метров.
Официальные предложения об участии в тендере были отправлены 9 авиапроизводителям в январе 1972 года. К осени 5 компаний прислали свои проекты на конкурс — Bell, Boeing, Fairchild, McDonnell Douglas и совместно Lockheed с North American Rockwell. 10 ноября комиссия объявила победителей. Компании Boeing и McDonnell Douglas должны были построить по 2 прототипа своих проектов, обозначенных YC-14 и YC-15 соответственно.
Boeing YC-14
Из этих двух проектов именно Boeing YC-14 выглядит более интересным. McDonnell Douglas YC-15 был спроектирован по достаточно классической схеме с 4 подкрыльевыми двигателями. Тогда как инженеры Boeing пошли другим путём и разместили 2 турбореактивных двигателя над крылом самолёта.
В результате получился симпатичный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. Такое расположение двигателей позволило решить сразу 3 проблемы. Во-первых, была реализована активная система увеличения подъёмной силы. Это стало возможным благодаря эффекту Коандэ.
Эффект Коандэ — физическое явление, названное в честь румынского учёного Анри Коандэ, который в 1932 году обнаружил, что струя жидкости или газа, вытекающая из сопла, стремится отклониться по направлению к стенке и при определенных условиях прилипает к ней.
Wikipedia
На YC-14 реактивная струя выпускалась через щель над поверхностью крыла и, обдувая закрылок, создавала дополнительную подъёмную силу. Отклонением закрылков на нужный угол регулировался вектор тяги двигателей. Инженерам Boeing удалось на практике реализовать то, что до этого было лишь исследованиями в NASA.
Вторая проблема была обусловлена будущими условиями эксплуатации нового самолёта. Грунтовые или слабо подготовленные ВПП это прежде всего большое количество песка, мелкого гравия и грязи. Установка двигателей над крылом позволила Boeing YC-14 уменьшить вероятность всасывания посторонних предметов воздушной струёй.
Т.к. YC-14 должен был стать военным транспортником, то не последнее внимание уделялось его незаметности при взлёте и посадке. Благодаря экранирующему эффекту крыла, снижался уровень шума и теплового следа от выхлопных струй двигателей. Кроме банального обнаружения по звуку, это затрудняло также наведение на самолёт управляемых ракет с инфракрасными датчиками цели.
Два турбовентиляторных двигателя General Electric CF6-50D обеспечивали Boeing YC-14 крейсерскую скорость в 723 км/ч. Максимальная дальность полёта составляла 5136 километров, а практический потолок — 13 716 метров.
Экипаж новой машины состоял из 3 человек. Для удобства погрузки YC-14 оснащался хвостовой рампой, которая в разложенном положении служила трапом для погрузки бронетехники. Благодаря большому внутреннему объёму грузового отсека, транспортный самолёт от Boeing мог взять на борт танк M60 Patton, чем выгодно отличался от своего конкурента от McDonnell Douglas. Стоит отметить, что при среднем весе M60 в 46 тонн, самолёт мог взлететь с ним лишь с учётом неполной загрузки топливом — для демонстрации военным этого хватало. Вместо бронетехники в отсеке могло разместиться до 150 солдат.
Первый полёт
Постройка первого прототипа Boeing YC-14 была завершена летом 1976 года. И уже 9 августа 1976 года новенький самолёт впервые поднялся в воздух. В начале 1977 года к лётным испытаниям подключили и второй прототип. Во время полётов лётчики-испытатели отмечали хорошие характеристики YC-14 по управляемости, скорости и скороподъёмности. Были выполнены испытания по полётам на малых скоростях, посадкам и взлётам с неподготовленных аэродромов, а также десантирование груза и манекенов. Имитирование отказа одного из двигателей показало, что YC-14 обеспечивает надёжный взлёт и полёт в таких ситуациях.
Были выявлены и определённые недостатки. Лобовое сопротивление самолёта оказалось на 11% выше расчётного. После дополнительных продувок в аэродинамической трубе и внесённых изменений этот показатель снизился до 7%. Также выяснилось, что десантировать людей можно лишь через боковые люки — открытие рампы в полёте приводило к возникновению высокой турбулентности за самолётом. Внесли изменения и в конструкцию закрылков и хвостового оперения для обеспечения устойчивого полёта на малых скоростях и небольшой высоте.
Продуманная конструкция обеспечивала лёгкий доступ к двигателям, что было важно для ремонта в полевых условиях. Прямое крыло и упрощение соединения крыла и фюзеляжа позволило существенно сократить стоимость самолёта. Продвинутый автопилот помогал пилоту при заходе на посадку. В полной мере были соблюдены и требования по грузоподъёмности — при эксплуатации на ВПП длиной до 572 метров YC-14 мог взять 12 247 килограммов груза, а при полосе нормальной длины полезная нагрузка увеличивалась до 36 742 килограммов с полными баками топлива.
Конец «игры»
Казалось, что запуск в серию не за горами. В 1977 году Boeing YC-14 вместе с McDonnell Douglas YC-15 были продемонстрированы на международном авиасалоне Ле-Бурже, где вызвали интерес авиационных специалистов. Но в реальности «игра» для него уже закончилась.
Военные изменили требования к проекту — теперь при укороченном взлёте и посадке нужно было брать на борт не 12, а 17,2 тонны груза. Расчёты конструкторов показали, что для этого нужно на 20% увеличить площадь крыла и удлинить фюзеляж. Министерство обороны США посчитало, что экономически выгоднее просто продолжать производить Lockheed C-130 Hercules. Не найдя гражданских заказчиков, без финансовой поддержки правительства Boeing вынуждена была свернуть проект. Конкуренту повезло больше — концепт стратегического военно-транспортного самолёта на базе YC-15 лёг в основу проекта McDonnell Douglas Globemaster III.
Интересно, что спустя 20 лет компания Boeing поглотит McDonnell Douglas, восстановит YC-15 до лётного состояния и выполнит несколько тестовых полётов. А Boeing YC-14 так и останется отличным «игроком», которому не дали выйти на замену и показать свой потенциал. Приблизительно в это же время за океаном, в СССР, был разработан самолёт похожей конструкции — Ан-72, который успешно эксплуатируется и по сей день. Впрочем, это уже совсем другая история...
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com