Придуманный почти десятилетие назад «смотр оперных рядов» за прошедшие годы стал резонансным событием не только для родной Белоруссии, но и для всего постсоветского пространства. Что весьма символично, когда-то, в конце 1980-х, именно в Минске состоялся I Всесоюзный оперный фестиваль, где было показано более десятка спектаклей со всех концов СССР. Увы, первый фестиваль оказался и последним — с распадом Союза общее некогда культурное пространство фрагментировалось, особенно болезненно это отразилось на дорогостоящем и «страшно далеком от народа» оперном искусстве. Однако в Минске объединительные идеи живы и развиваются в меру сил и возможностей белорусской стороны: все годы Рождественский форум приглашает к себе зарубежные коллективы (в разные годы здесь гостили театры из России, Болгарии, Польши, стран Прибалтики, Украины), ставит в программу работы Большого театра Белоруссии самой разной эстетической направленности, привлекает к участию интересных вокалистов-гастролеров.
Являясь естественным мостом между постсоветским пространством и Европой, белорусский Большой развивает и западный вектор — тому особенно способствует проводящийся в рамках форума уже в пятый раз Международный рождественский конкурс вокалистов, в составе жюри которого в этом году директор «Опера Европа» Николас Пейн, руководитель Дрезденского оперного бала Ханс-Йоахим Фрай или главный редактор авторитетного британского журнала «Опера» Джон Эллисон.
Свежесть сценического решения гармонирует с вокальной свежестью исполнения. Секстет главных персонажей приносит полное удовлетворение — достоверны и захватывающи как актерские, так и певческие работы. Яркое и сильное сопрано Марты Данусевич (Мими) пленяет с первого звука, капризные щебетания Клавдии Потемкиной идеальны для гризетки Мюзетты, трио низких мужских голосов (Марсель — Владимир Громов, Шонар — Денис Янцевич, Коллен — Андрей Валентий) выразительно в каждой фразе и филигранно в ансамблях. Гость спектакля — казахский тенор Медет Чотабаев (Рудольф) интересен матовым, слегка засурдиненным тембром его терпкого голоса, расцветающего в верхнем регистре подобно жгучему азиатскому солнцу.
24 декабря 2018 г., "Культура"