Все мы знаем о величии Древнего Рима. Могучие легионы, сметающие на своем пути всяких вражин, вековые каменные дороги, внушительные достижения в искусстве. Правда, легионы к четвертому веку нашей эры как-то окончательно захирели, став оплотом тех самых варваров — готов, вандалов и прочих германцев.
Как такое могло произойти? Нет, понятное дело, что отдельные воинские контингенты, набранные из наемников или из числа покоренных Римом народов, существовали в легионах и ранее. Но нельзя же отдавать им главенствующую роль и приоритет? Римляне что, на лаврах побед своих предков взяли, и коллективно деградировали?
И да, и нет. Многие, упоминая «варваризацию» древнеримской армии, пишут, что мол, изнежились холеные римляне, превратились в эпикурейцев да сибаритов, вот и уступили восточным соседям право носить оружие. На самом же деле, это все лишь доля правды.
Да, население Рима и провинций постепенно взяло моду откупаться от центральной власти баблом, заместо военной службы. Тем не менее, сама римская экономика постепенно сползала в яму: содержание больших армий истощало казну, пугало население. Тем паче, что все завоевательные походы, по факту, остались в прошлом: прошли времена Суллы и Цезаря, Помпея и Траяна. Марк Аврелий, вполне достойный лидер, полководец, философ и просто хороший человек, понял это еще в конце второго века нашей эры, перейдя окончательно к стратегической обороне.
А значит, окупать эту туеву хучу войск (сотни тысяч человек с обмундированием, крепостями, инфраструктурой и хрен знает с чем еще) стало попросту невыгодно.
Тем паче, что у нас тут, у самых границ, есть агрессивные и относительно нищие племена дикарей. Часть из них вполне может пойти к нам на службу по вполне доступным условиям. Вот как хорошо: и оставшееся население сохраним, и казеные средства сэкономим.
Получается, римские правители, наследники Аврелия и Траяна, имбецилами себя не считали (да и не был ими, в массе), преследовали вполне конкретные военно-экономические задачи:
— укрепить собственные силы пограничными отрядами опытных и, главное, многочисленных и дешевых воинов;
— сохранить остатки государственного бюджета;
— остановить толпы этих поехавших племен «к востоку от Рейна» не нытьем так катаньем: пусть себе у наших границ воюют друг с другом, наши же люди страдать не будут.
Увы, но этими, вполне благими, естественно, намерениями, римляне поколение за поколением выстилали себе мощеную дорогу в ад... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.