Найти тему

«Пиши, сокращай»: рецензия

Оглавление

Сегодня в рубрике #смогдочитать — книга Максима Ильяхова и Люды Сарычевой «Пиши, сокращай» (чтоооо?). Смог дочитать я ее примерно месяцев за восемь. Но смог! Ту же Нору Галь вообще не осилишь.

Почему сложно читать оранжевую книжку? Каждый раз открывал с интересом, труд-то долгожданный и во многом культовый. Но каждый раз наталкивался на внутреннее сопротивление. Уж очень безапелляционно оформлены тезисы. И подход у меня в целом совсем другой. И речь в книге про журналистику, а не про копирайтинг.

Ладно, книгу все кто надо и не надо давно прочли, поэтому тезисно, что понравилось, а что нет.

Не понравилось

Все, что касается рекламы и прямых коммуникаций. Либо очень спорно либо очень очевидно. Чувствуется подчеркнутая незаинтересованность в рекламных текстах и маркетинге в целом, приправленная идеализмом. Этакая профессорская теоретическая позиция: как оно должно быть в вакууме. Идеальная ЦА, идеальный продукт, польза, забота, длинное тире as a must.

Про колонки «было/стало». Главная проблема знаменитых улучшательных колонок даже не сухой текст — он сам по себе нормальный инструмент в специальных случаях, как и канцелярит. Проблема в том, что часто авторы примеров во второй колонке «улучшают» не только текст, но и изначальный посыл. А это уже не редактура текста. Редактор не может за чиновника или компанию менять фактуру объявления, а в книге частенько норовят улучшить не только фразы, но и факты.

Да, хороший редактор не равен корректору. Он улучшает в целом коммуникацию бренда, не только тексты. Но вряд ли редактор или копирайтер может назначать скидки, раскрывать кулуарные причины тех или иных действий и рубиться в идеалы вместо выполнения своих задач. Мне-то хотелось бы, но нет.

Что понравилось

Вторая часть книги про то, как писать статьи для интернета. Структура, фактаж, стилистика — по прочтению одной «Пиши, сокращай» вы научитесь писать грамотные, логичные и полезные статьи с нуля. Да и текст в целом будет выходить лучше, если выходил плохо, конечно.

Еще понравились оформление и ярость в утверждении своих принципов. Не зря книга оранжевая и с драконом на обложке. Рассказ об инструментах письма здесь неотделим от дыхания фанатичного оранжевого дракона.

В общем, для авторов статей и веб-контента — полезно, но спорно. Если вы планируете заниматься рекламными текстами — книга может, наоборот, сбить прицел. Лучше почитать что-то по маркетингу.