Найти тему
Классическая ГИТАРА

Koen Claeys, интервью

Оглавление

Koen Claeys (b. 1990) — бельгийский гитарист, о котором уже была речь на этом канале:

Ниже — текст интервью, опубликованного sixstringjournal.com (англ.), с небольшими сокращениями, и музыкальные видео.

Один из способов привлечь внимание гитарного мира — сыграть всю "Rhapsody in Blue" Гершвина на одной гитаре. Именно это и сделал бельгийский виртуоз Кен Клэйс на своём дебютном альбоме "Paint Me Blue". Плавная навигация по музыке Брауэра, джазовые аранжировки Диенса и его собственные амбициозные и впечатляющие транскрипции музыки Кита Джарретта — все проекты и игра Кена привлекают внимание слушателей по всему миру.

Когда вы начали играть и почему? Или, что привлекло вас к гитаре изначально?

Музыка, на которой я вырос, была, конечно, музыкой, которую слушал мой отец. Поэтому я хотел играть на гитаре из-за Эрика Клэптона! Я помню, как много слушал его unplugged альбом. А у моей мамы была старая гитара в доме...

Какой репертуар вам нравится играть больше всего?

У меня нет чётких предпочтений. Я люблю играть барокко, классику, романтику, джазовые мелодии…

На какой гитаре или гитарах вы выступаете? Струны?

Сейчас у меня 2 гитары: кедровая Zbigniew Gnatek и еловая Michel Belair. Гитары Michel Belair сделаны в традициях Friederich. И очень сопоставимы по качеству! Gnatek — австралийская гитара с решетчатой технологией.

Я предпочитаю традиционные нейлоновые струны из-за их тембра. Струны из углеродного волокна могут иметь немного больший сустейн, но это не стоит (на мой взгляд) потери качества звука: их звучание немного носовое или искусственное. D’Addario и Augustine — мои любимые бренды.

Какие гитаристы и музыканты вообще оказали на вас наибольшее влияние?

Все мои учителя! Мне очень повезло, что Geert Claessens был моим первым учителем гитары в музыкальной академии. Для меня он всё ещё один из лучших музыкантов на гитаре. Позже я учился у Roland Broux в консерватории в Бельгии. Он отличный музыкальный педагог. Мне также повезло учиться у Joaquin Clerch и Rafael Aguirre в Дюссельдорфе (Германия). Но я, честно говоря, не могу сказать, кто именно оказал на меня наибольшее влияние.

Какими записями вы больше всего гордитесь?

Своим первым CD! «Paint me Blue». Я всегда хотел играть и записывать ту музыку, которая в итоге сделала меня музыкантом. Конечно, я и раньше любил музыку, но только после того, как услышал "Rhapsody in Blue" Гершвина, я понял, что хочу стать музыкантом. Будучи подростком, я много раз слушал записи Бернстайна...

Когда мне было 12 лет, я получил серьёзные травмы в автомобильной аварии. И мои учителя музыки дали мне много дисков для прослушивания. Эта музыка мне очень помогла, но я забыл всё остальное, в основном, когда слушал Гершвина. И когда мой друг Рафаэль позвонил мне летом 2016 года, чтобы сказать, что его мама пострадала в автомобильной аварии, я снова взял эти ноты и начал играть на гитаре. Я вовсе не думал о том, чтобы сыграть всю Рапсодию, а просто пытался играть её ради развлечения, но спустя два месяца я сыграл её на сольном концерте и был очень доволен этим.

Затем появился план сделать целый альбом со всей музыкой, которая была так важна для меня, независимо от того, была ли она гитарной или нет. Но в том же музыкальном жанре, между классикой и джазом.

Первый компакт-диск, который когда-либо давал мне мой учитель Geert, был "Virtuoso" Джо Пасса, и я включил в свой альбом версию "Night & Day" Cole Porter. Лео Брауэр важен для меня во многих отношениях, и я учился у другого кубинского маэстро (Joaquin Clerch), поэтому как бельгиец я должен был включить его вариации на "Nuages" от бельгийской джазовой легенды Джанго Рейнхардта. Версия "Ne Me Quitte Pas" (бельгийского!) шансонье Jacques Brel была сделана моим другом, с которым я учился в Дюссельдорфе, Marcelo Rosario.

И ещё есть Keith Jarrett… Всегда, когда у меня появлялись трудности с музыкой или гитарой, я слушал его. В его музыке есть что-то абсолютное. Когда вы изучаете новый язык, вы сначала переводите всё в уме во время разговора, и только потом это говорите. Вы ещё не думаете на этом языке. Я думаю, что большинство музыкантов до сих пор мысленно воплощают свою идею в музыку, а затем исполняют ее. Но Keith, похоже, уже непосредственно мыслит музыкальными идеями. Никакой дополнительной стадии перевода. Вот почему даже его атональные фрагменты звучат так естественно. Вот поэтому я сделал транскрипцию и аранжировку его моих любимых "бисов".

Есть ли какие-нибудь записи, которые, по вашему мнению, отражают звучание гитары наилучшим образом?

"Spanish Legends" Дэвида Рассела. Звук Дэвида Рассела и качество записи дают естественное, нужное количество эха…

Я очень доволен своей собственной записью, но все заслуги принадлежат Geert Claessens. Он сам записал свой собственный CD в своей гостиной, и это был лучший записанный CD, который я слышал. Поэтому я очень рад, что он записал и также свёл мой диск. Просто в своей гостиной!

Большинство гитарных записей имеют одну и ту же проблему: они записаны слишком "далеко". Когда я слышу хорошо записанный фортепианный компакт-диск, или джазовый диск, или запись оркестра... кажется, что музыканты прямо перед вами. В большинстве гитарных записей гитара звучит издалека. Или записана слишком издалека, а затем использовано слишком большое сжатие, чтобы всё выровнять, и это заставляет терять тембры и динамику. И вызывает шум при увеличении громкости.

Какие новые проекты (записи, концерты) вам нравятся?

С некоторых пор у меня есть свой проект под названием "Rhapsodies", где я играю программы камерной музыки в разных коллаборациях. До сих пор я делал один проект с большим струнным квартетом, французским Quatuor Hermes, и один с джазовым трио (фортепиано, ударные и контрабас). Но в следующем году будет больше специальных концертов.

Я пока не могу поделиться всеми деталями, но в следующем году мы будем отмечать 80-летие Лео Брауэра. Я очень рад, что он принял наше приглашение приехать в Бельгию, и даже больше: он пишет новое произведение, камерную музыку для гитары и струнного квартета, посвящённое мне. Мы будем играть в декабре в его присутствии. Кроме того, Хорхе Морель пишет для меня новую музыку для гитары соло, и я не могу дождаться, чтобы прочитать эти ноты!

Насколько много вы занимаетесь? Вы структурируете свои занятия каким-то особым образом?

Это зависит от дня и того, чем я занят. В общем, я люблю заниматься по 5 часов в день. Но, конечно (я также преподаю неполный рабочий день), это не всегда удаётся. Когда я разучиваю совершенно новую пьесу, иногда я играю и по 8 часов в день: читаю пьесу, пробую аппликатуры… Но в целом: тренировка более 4-5 часов бесполезна. Можно заниматься музыкой только ограниченное количество времени. Если вы будете тренироваться больше, вы будете делать бессмысленные механические движения. Так что лучше используйте оставшееся время эффективнее, делая то, в чём музыкант также нуждается: ходите на концерты, слушайте музыку, читайте книги... попробуйте хороший ресторан.

Вы не спеша запоминаете музыку или имеете специальную технику, которая помогает ассимилировать музыку в память?

Я всегда легко разучиваю музыку наизусть без специальных раздумий, интуитивно. Но, возможно, что ещё помогает: я также много тренируюсь без гитары. Изучите партитуру и напишите аппликатуру без гитары, возьмите бумагу и запишите вашу партитуру по памяти... Вы умеете играть только правой рукой и представлять всё остальное? Если нет, вы, вероятно, не знаете, что делает правая рука. Вы должны всегда использовать (и тренировать) все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную... На сцене вы не можете полагаться только на мышечную память.

У вас есть любимое упражнение для разогрева?

Да: читать с листа "лёгкую" музыку. Мне нравится брать книгу с начальными этюдами Сора, Каркасси, Джулиани и просто играть с листа. Это забавно, иногда вы обнаруживаете ранее неизвестный этюд, который на самом деле является хорошей музыкой для вашего студента или вас самих. И через 40 минут вы полностью разогрелись.

Но перед концертами я делаю короткий, максимум 30-минутный раунд технических упражнений. Это сводка упражнений на координацию и гамм.

Записи, с которыми должен быть знаком каждый молодой гитарист и почему?

Я считаю, что когда ты играешь на гитаре уже 4-5 часов в день, ты должен слушать всегда только другую музыку. Мне нравится слушать музыку, которую я не умею играть (симфонии, камерная музыка для струнных, фортепиано, духовых и так далее). Странно звучит, но мои учителя не будут злиться, если я скажу: я больше учился у пианистов или скрипачей, чем у гитаристов. Вы должны слушать Бетховена, а не 5 записей Джулиани. Джулиани — это музыка, которую вы должны практиковать, а не слушать.

Итак, запись, которую вы должны знать: Caros Kleiber (дирижер), Wiener Symphoniker, исполняющий 4-ю симфонию Брамса. Запись 1980 года, Deutsche Grammophon. Это мой любимый диск. Также: смотрите, как он дирижирует. С таким дирижёром я могу проследить музыку даже без звука. Сказочный музыкант.

Или Radu Lupu играет Шуберта. Или Trio Zimmermann: струнные трио Моцарта и Бетховена. Лучший камерный ансамбль, который я слышал, и вживую, и на записи.

И послушайте старых мастеров. Они жили во времена, когда не было Facebook, Youtube, интернета. Я думаю, что это заставляло играть по-другому. Их фразировка и они сами из другого мира. Ну, эры. Alfred Cortot, Arthur Schnabel, Владимир Горовиц, Рихтер…

Если вы считаете информацию интересной, обязательно ставьте лайк — это продлевает "жизнь" публикации в ленте Дзена. А по следующей ссылке — Классическая гитара, путеводитель по каналу.