Найти тему

Как объяснять свою позицию через рисунок?

Это обзор книги «Скрайбинг» Павла Петровского. Она учит, как просто объяснять информацию через техники рисования. Естественно, все материалы в книге сопровождаются иллюстрациями — наглядными примерами того, как используется скрайбинг для объяснения сложных вещей.

Авторы дают такое определение скрайбинга.

Это визуализация главного смысла с помощью знаков и образов, при котором отрисовка элементов происходит прямо в процессе рассказа.

Скрайбинг можно использовать в видео, на флипчартах, на бумаге в диалоге с собеседником.

Рисунок имеет больше шансов быть понятным. Скрайбинг использует этот шанс.

Чтобы рисовать как скрайбер, не нужно быть художником. Образы всегда есть в нашей голове, а для рисования схем не требуется специальный талант.

Мифы скрайбинга

Новички сталкиваются со множеством мифов и заблуждений:

Я не умею рисовать. На самом деле, чтобы понятно рисовать, достаточно использовать пять базовых элементов: квадрат, круг, треугольник, линия, точка.

Это слишком сложно. И профессионалы с чего-то начинали, так что учебные пособия помогут с успехом освоить технологии скрайбинга.

Мою работу плохо оценят. В скрайбинге важна не красота, а смысл, поэтому отрицательные отклики о самом рисунке неуместны.

Это детские рисунки. Рисунки помогают намного глубже представить информацию, дети мыслят образами и передают их. В этом нет ничего стыдного.

Я не силён в монтаже. Смонтировать процесс отрисовки не так сложно, как кажется. Это не сложнее офисной программы, потому что всё доведено до автоматизма. Кроме того, не обязательно снимать видео, можно специализироваться на флипчартах.

Зачем это нужно? Скрайбинг можно применять каждый день, даже в обычной жизни. Он помогает визуализировать практически всё.

Автор считает, что в скрайбинге соединяются творческий процесс и логическое мышление.

В процессе скрайбинга участвуют знаки, образы, символы. Знаки выражают одно значение. Образы трактуются шире, а символы — это то, что требует интерпретации и расшифровки. Символы помогают сформировать контекст минимальными усилиями. Тем не менее, воспринимать их сложнее. Для образов требуется большое количество деталей. Это более кропотливая работа, поэтому для примера в конце книги есть библиотека абстрактных образов. В любом случае, когда мы рисуем, мы не думаем о теории.

Автор выделяет отдельные практические блоки и даёт конкретные задания. Практика начинается с минимальных рисунков — отрисовки линий, фигур, простых рисунков на скорость.

Автор рассматривает несколько техник рисования, рассказывает про статичный скрайбинг (скрайб) и видеоскрайбинг. Но, пожалуй, самое ценное в книге — технология, как именно создавать скрайбы. Требования похожи на требования к схемам:

  • объекты одного типа изображаются одинаково,
  • отображаются связи и отношения,
  • художник старается переносить на рисунок минимальное количество элементов, но делает их более ёмкими,
  • объекты группируются, используются разные области, стороны листа и так далее.

Скрайбинг создаётся из устной речи . В нём могут быть образы и символы. Они призваны передавать сиюминутные эмоции. Схема лежит в основе скрайбинга, но к ней добавляется эмоциональная составляющая и большая свобода.

В основе скрайбинга лежат скетчи. Чтобы научиться скетчам, можно смотреть на окружающие нас предметы. Их нужно представлять упрощенными и пытаться перерисовать с минимальным набором элементов, то есть представить как совмещение линий, кругов и других фигур.

Упражнение, которое даётся в книге, предлагает найти несколько предметов и перерисовать их максимально просто. По сути, у вас получится что-то похожее на web-иконки.

Второе упражнение — копирование. Автор показывает красивые скетчи, а ваша задача — перерисовать их. Точно скопировать не удастся, у каждого скетча появятся ваш личный почерк.

Строить композицию автор советует через главную мысль: основной тезис будет самым большим блоком, а от него отходить другие элементы. С практикой линии будут усложняться, к ним добавится глубина, а затем цвет.

Цвет помогает выделять главное, расставлять акценты. Другие элементы:

— глубина, которую можно отобразить с помощью теней, объемов, перспективы,

— свои шрифты, для которых автор также рекомендует размеры в зависимости от назначения текста,

— соединительные элементы, типа блоков, стрелок, линий, точек и их комбинации.

Для этого тоже даются простые упражнения, которые помогают понять суть элементов, даже если у вас была тройка по ИЗО.

-2

Блоки можно выстраивать не только линейно, но и более интересно. Например, по кругу, в виде другой фигуры или логотипа, по спирали, по направлению движения и т. д.

Со временем у скрайбера появляется своя библиотека рисунков и любимые схемы рисования.

Где и как использовать скрайбинг?

Сейчас популярен видеоскрайбинг. Его часто можно увидеть на YouTube, особенно при объяснении теоретических видео. Например, скрайбы часто присутствуют в agile-видео:

Там, где присутствует повествование, уместен и скрайбинг. Маршрут совпадает с логикой повествования, а для конкретного ролика создаются авторские образы.

Скрайб применяется как костяк любого рассказа, поэтому он подходит для выступлений, презентаций, даже переговоров. В любом случае, где требуется объяснить что-либо, можно создать скрайб. Автор предлагает следовать такой схеме:

  • кто/что?
  • зачем что-то решать?
  • как это решить?
  • сколько (цифры и диаграммы)?
  • выводы.

Тренироваться можно на терминах и деловых книгах, оформлять размышления о своих планах на будущее или через скрайб обучать детей.

О том, где применяются скрайбы, какие направления внутри них есть, как на них зарабатывать, чем лучше рисовать и какие мягкие навыки развивать — всё это также можно найти в книге.

И напоследок, скрайб от создателей книги:

Эта книга познакомит вас с основами скрайба и задаст несколько направлений, в которых можно развиваться. Надеемся, что тема показалась вам интересной! Обучаться мастерству скрайба можно и по пособиям, и на бесплатных видео с YouTube.