Найти тему

О ПЛАГИАТЕ

Искусствовед Оксана Санжарова говорит, что художники постоянно друг у друга «тырят», и не только сюжеты, но и приёмы, техники, композиционные постановки. Вспомним хотя бы многочисленную плеяду караваджистов, слишком хорошо усвоивших приёмы Микеланджело Меризи! А тот же Моне, повторивший сюжет «Лягушатника» Огюста Ренуара! Хотя, возможно, это было сделано непреднамеренно, просто художники работали в одних и тех же местах.

"Лягушатник". 1869.  Пьер Огюст Ренуар
"Лягушатник". 1869. Пьер Огюст Ренуар

"Лягушатник". 1869. Клод Моне
"Лягушатник". 1869. Клод Моне

Думаю, многие согласятся со мной в том, что изобразительное искусство тем и хорошо, что «стырить» один-в-один здесь невозможно, как ни старайся. Конечно, есть те, кто зарабатывает копиями, но это другое – там уже не творчество, а рыночный продукт для продажи. Причём, думаю, что многие отличные копиисты закончили академии. А в академиях царит академизм, можно сказать, классицизм – прилизанная аккуратная манера, законченность. Интересно может получиться – копия с картины эпохи барокко в сдержанной и аккуратной классицистической манере!

Оставим в стороне современных «продвинутых» академистов, и посмотрим вглубь веков – тогда ведь тоже и копировали и «тырили» приёмчики. По словам той же Оксаны Санжаровой, одна только мастерская Лукаса Кранаха (16-й век) оставила после себя пять тысяч экспонатов! А сколько их не дошло до нас? И без сомнения, пять тысяч экспонатов – это не пять тысяч сюжетов, отнюдь. А это – бесконечные «Мадонны» в разных ракурсах, «Положения во гроб», «Святые Екатерины» и так далее. Мастера их делали разные, но школа у них была одна, с едиными требованиями. Бывали и совместные работы, где один писал одежды, другой – лица, третий – ландшафт… Многие популярные сюжеты попросту «штамповались». Ничего личного, только бизнес! В своё время и Питер Пауль Рубенс, отлично писавший фигуры, сотрудничал со Снейдерсом, великолепно выполнявшим на тех же холстах дивные постановки со снедью

Часто для мастерских, к примеру, в Голландии 17-го века, старались набирать не мальчиков-учеников лет девяти, а взрослых мастеров, уже всё умеющих. Это требовалось для того, чтобы зарабатывать. Капиталистические отношения диктовали свои условия. Фотографии, понятное дело, не было, и огромным спросом пользовались портреты, в том числе и групповые, где каждый «участник» платил отдельно.

Питер Брейгель Младший (16-17 века) поставил на поток сюжеты отца, Питера Брейгеля Старшего. Правда, отцовское (авторское) исполнение мне кажется более симпатичным, чем две работы его сына. Я тоже внёс в это дело свои «пять копеек»: четвёртая картина - моего исполнения. Не правда ли, все они разные? И какой уж тут плагиат?

Питер Брейгель Старший. "Крестьянская свадьба". Около 1568 г.
Питер Брейгель Старший. "Крестьянская свадьба". Около 1568 г.
Питер Брейгель Младший. "Крестьянская свадьба"
Питер Брейгель Младший. "Крестьянская свадьба"
Питер Брейгель Младший, "Крестьянская свадьба". 1630
Питер Брейгель Младший, "Крестьянская свадьба". 1630
"Крестьянская свадьба". 50х70. 2015
"Крестьянская свадьба". 50х70. 2015