В этом саду и дизайнеры, и садоводы-любители найдут что-то созвучное своим представлениям о настоящем садовом искусстве.
Это будет колышащееся на ветру злаковое море под безмятежными старыми ивами и каштаном,
а может быть миксбордер в природном стиле;
строгий геометричный мини-водоем с карпами кои
или большой пруд-купальня с живописными зелеными берегами.
Волнистые грабовые изгороди
или даже красивая овощная теплица рядом с небольшим огородом и питомником.
Кстати, питомник – один из самых важных уголков этого сада. Ах, да, знакомьтесь: хозяин сада – Крис Гиселен (Chris Ghyselen) – не только знаменитый бельгийский ландшафтный архитектор, но и большой любитель и знаток растений. Более того, его хобби – селекция горцов и бруннеры.
Старый сад
Саду уже больше четверти века. Точнее, его старой части размером в пятнадцать соток, в которой и стоит дом.
Бельгийцы любят полное уединение, неприкосновенность частной жизни для них – аксиома. Поэтому первое, что появилось на участке – живые изгороди.
Они помогли закрыться от соседей, разделили сад на несколько зон и связали их между собой.
От калитки к дому, увитому виноградом, ведет прямая мощеная дорожка. Ее с двух сторон обрамляют самшитовые бордюры и узкие цветники (Крис Гиселен как раз их переделывал, - сажал розы и пионы и подбил всё геранью ‘Anne Thomson’).
На небольшой площадке у дома – уютное «место для посиделок» с летниками в контейнерах.
От этой зоны высокой грабовой изгородью отделен регулярный сад с прямоугольным водоемом, обрамленным настилом.
Вдоль противоположной входу стороны расположена рабатка с крупнолистными растениями: хостами, дармерой, роджерсией, папоротниками. Отражение в воде «удваивает» и без того сильный эффект, который производит этот нюансный по цвету, но контрастный по форме листьев цветник.
С этим садиком граничит огород с теплицей и питомник.
А за домом находится «семейный уголок», где обычно проходят трапезы.
Отсюда через невысокую изгородь можно любоваться главной жемчужиной сада Криса Гиселена – миксбордером в природном стиле.
Миксбордер
Посадочные планы Крис Гиселен делает только для своих клиентов. В собственном саду он работает с цветами и землей, как художник – с красками и холстом. При этом, экспериментируя, каждый год что-то меняет и пробует новые сочетания.
Весной цветник украшают ботанические тюльпаны и нарциссы, и с этого момента цветение поступательно набирает силу до августа, когда миксбордер проходит пик декоративности.
Злаки примиряют многоцветье и сглаживают контрасты. А осенью, когда цвет уходит, начинают играть главную роль среди декоративных соплодий отцветших растений.
Миксбордер представляет из себя посадки растений природного облика, заключенные с обеих сторон между тридцатиметровой узкой прямой дорожкой и волнистыми живыми изгородями.
Дорожка, действительно, прямая, как стрела, однако уступы высотой в ступеньку создают рельефную поверхность, а наползающие на мощение кусты многолетников скрадывают ее границы.
Понятное дело, в цветнике можно увидеть множество видов и сортов горцов. Однако ими дело не ограничивается.
Ставка сделана не только на цветение, но и на сочетание форм листвы и кустов. С лета до глубокой осени здесь блистают различные герани, лилейники, сорта клематиса цельнолистного, василистники, котовники, короставники, стерильные формы иван-чая, пустырник, очитки, пупавки, манжетка, флоксы, цефалярия, зопник, вероникаструмы, душица, дербенники, эхинацеи, мордовники, гелениумы и гелиантусы, вейники и молинии, золотарники, вернония, лофанты и астры.
Новый сад
Спустя несколько лет у Криса Гиселена появилась возможность купить прилегающую к саду территорию. Новые тридцать соток привнесли в сад окружающие ландшафты: с одной стороны вид на луг, с другой – на пастбище.
Чтобы не потерять этот замечательный обзор, было решено оставить участок открытым, а посадки сделать соответствующими окружению.
Большую часть нового участка занимает сад злаков. Тут и там на газоне высажены большие однородные массивы мискантусов, пеннисетумов, щучки.
Есть и миксбордер со злаками и горцами.
Справа на границе старой и новой территориии находится пруд-купальня, зеленые берега которого засажены влаголюбивыми растениями.
Здесь цветут ирис болотный, дербенники, осоки, дармера, телекия, а гуннера притягивает внимание своей архитектурной листвой.
Пруд-купальня и прямоугольный водоем в старой части сада соединены небольшим проточным каналом с насосной системой. Циркуляция воды и растения-оксигенаторы позволяют поддерживать чистоту воды на должном уровне.
Вдоль этого импровизированного «ручья» расположен теневой садик, в котором помимо любимых Крисом Гиселеном бруннер растут сорта анемоны дубравной, триллиумы, печеночницы, морозники, хохлатки, дицентры, купены, увулярии, сангвинарии и другие теневыносливые многолетники.
Матричная посадка
Так называемая «матрица» - один из вариантов цветников новой волны, прообразом которых является цветущий луг. Принцип посадки таков: за основу берется декоративное весь сезон растение-наполнитель, которое займет большую часть площади цветника.
В него островками «инкрустируют» несколько видов ярких растений-акцентов, подбирая их так, чтобы пики декоративности сменяли либо накладывались друг на друга с начала и до конца сезона.
В саду злаков Крис Гиселен демонстрирует прекрасный образец матричной посадки. Роль наполнителя играет невысокая щучка дернистая ‘Goldtau‘, а акцентами стали герань ‘Buxton’s Variety‘, короставник македонский и роза омейская ‘Pterocantha’.
Кстати, посадка именно этой розы со щучкой дает синергический эффект: в контражурных рассветных и закатных лучах ее гигантские алые шипы горят в «снежном сугробе» ажурных белесых метелок злака.
Горцы и бруннеры
За 15 лет селекционной работы Крис Гиселен вывел около 20 сортов горцов, 5 сортов бруннеры (самый известный – белоцветковый ‘Mr. Morse’).
Оба растения импонируют селекционеру своим природным обликом и изящными соцветиями. К тому же горцы – большой род, предоставляющий огромные творческие возможности. Самая большая мечта селекционера – вывести горец изменчивый с розовыми цветками.
Подписывайтесь на мой канал "Сады и цветы" в Яндекс Дзене.