Найти тему

ПЛЕНЭР В БОРКАХ

Фото Дианы Гоголевой
Фото Дианы Гоголевой

Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.

Признаюсь искренне – в совместных с другими художниками пленэрах я участвовал совсем мало, чаще хожу на этюды один. Поэтому предложение по телефону Ирины Николаевны Аввакумовой составить ей и её спутницам компанию воспринял с радостью.

Мы выехали из Ржева в субботу, 24-го мая, в восемь часов утра. Погода была ясная, солнечная, майская зелень радовала глаз. Кроме Ирины Николаевны, управлявшей машиной, в салоне находились её дочь, она же фотограф, Диана Гоголева, а также стипендиатка губернатора Тверской области Даша Немцова со своей мамой, Ольгой Алексеевной. Настроение у всех было бодрое, обстановка непринуждённая и радостная. Домчались быстро.

В Борках нас уже ждала Наталья Николаевна, директор Борковской картинной галереи. От любезно предложенного ею чая мы отказались до поры до времени, так как не хотели терять относительно прохладных минут утра. В это время подъехал и зубцовский фотограф по имени Евгений. Художники - три человека - получили холсты формата 40 на 60 , и начали готовить этюдники, фотографы – Диана и Евгений – не откладывая, отправились на свой маршрут. Это было в половине десятого утра.

Ирина Николаевна за работой
Ирина Николаевна за работой

Первой задачей для живописцев стало воплощение на холсте самого здания галереи, чем мы добросовестно и занимались все последующие три часа. Были у нас и зрители – проходившие мимо жители деревни, а кроме того, на некоторое время к нам присоединялись трое девчат из социального центра, стоящего бок о бок с усадьбой. Они рисовали простым карандашом. Правда, были девчата с нами недолго, наверное, их скоро отозвали. По-видимому, у них там строгий распорядок дня. Я вновь невольно вспомнил военное училище, и в который раз внутренне порадовался, что «всё это уже кончилось».

Дуб-исполин
Дуб-исполин

После окончания нашей работы «портреты» галереи пополнили её собрание, а у нас, участников пленэра, был обед в одном из залов. Он изрядно подкрепил наши силы, а после него фотографы вернулись к своему делу, мы же, живописцы - к своему. Теперь наш путь лежал к великолепным раскидистым дубам, растущим неподалёку, ведь так хотелось уже поработать «для себя»! Дубы – остаток старого усадебного парка. Всего там дубов шесть или семь, но особенно выделяются два исполина в четыре обхвата каждый, по-видимому, они ровесники усадьбы, которой около 280 лет. Их мы и писали, примерно до шести часов вечера. Наша хозяйка, Наталья Николаевна, обеспечивала нас чаем с вкусностями, а также беседовала с нами, благодаря же густой тени старинных дубов мы получили надёжную защиту от палящего солнца, и работалось легко. Мне удалось написать два небольших этюда, Ирина Николаевна же создала один большой. Ближе к концу дня за альбом для рисования взялась и фотограф Диана…

Но всё когда-то заканчивается, так же подошёл к концу и наш пленэр. Мы покидали Борки, с умилением глядя на уютные деревенские домики, на своеобразно сложенные поленницы дров (это надо видеть!) и на ставшее уже родным и привычным здание Борковской картинной галереи. Придёт новый день, и будут новые работы, новые творческие находки и открытия, и , верю, станет уже обыденной и ни для кого не удивительной фраза : « Куда на пленэр? Конечно же – в Борки!»