Найти в Дзене

5 причин знать математику

Из-за нее накрываются медным тазом золотые медали, даже взрослого она может заставить чувствовать себя не в своей тарелке, про нее чаще всего приходится слышать “это не мое”. Все про математику, не так много людей, которые могут похвастать пониманием и любовью к точной науке, а некоторые и вовсе считают, что математика не нужна. Так ли это? И пригодятся ли детям выстраданные на уроках геометрии теоремы?

1. Математика в будущей профессии

“Математика нужна только тем, кто идет на учителя алгебры.” - один из самых часто встречающихся тезисов, когда речь заходит о пользе предмета. Будь это так, получился бы какой-то замкнутый круг. Причем другие педагогические ответвления не кажутся такими бессмысленными - учитель литературы начитан, учитель английского знает язык и может путешествовать и т.д., а у бедных учителей математики единственный бонус - знание математики, которое дано, чтоб учить ей других, будто какое-то философское учение несем из поколения в поколения, ей богу, а нам :“Зачем?!Зачем?!”, а мы: “За идею!!! Математика - царица...”. Нет, на самом деле все не так безысходно и фанатично.

Сейчас среди моих учеников есть будущий врач, будущий химик, будущие архитекторы, экономисты и программисты, я искренне верю, что их мечты сбудутся и они найдут себя в профессии. Но большинство полагает, что математика уйдет из их жизни в день последнего экзамена и забудется как страшный сон.

Во многих научных и прикладных областях математика - это база, и если б каждый знал, через какие математические дебри придется пройти, чтобы добраться до “интересненького”: до научных исследований в лаборатории, до проектирования зданий, до курсовых проектов в виде роботов, то учил бы в школе ее намного тщательней, в ВУЗе уже будет намного меньше людей, готовых отплясывать у доски и объяснять на пальцах. Математика - это инструмент, которым можно “ковыряться” в естественных науках. Химики применяют интегралы в квантовой химии, например, интеграл перекрывания показывает, насколько перекрываются атомные орбитали. Экономисты ищут предельные издержки как производную переменных издержек. Программисты, разрабатывая системы помощи принятия решений, не обходятся без мат. статистики, а ее основы проходят еще в школе, когда ищут вероятность и среднее арифметическое. И это всего лишь самые простые примеры.

И если естественнонаучников, компьютерщиков и экономистов мне, возможно, удалось убедить, то у гуманитарной части населения скорее всего назрел вопрос - но если я филолог? Журналист? Лингвист? Ну зачем, зачем мне все эти формулы?

2. Какие оценки будут у будущего студента в дипломе?

Итак, мы подобрались ко второму сценарию, когда будущая специальность ребенка чисто гуманитарная. Тут в ход идет сугубо практический подход. Даже у философов на первом курсе будет “вышмат”. Да, он будет проще того, что будет у физиков, но не проще школьной программы, не проще базового ЕГЭ по математике. Знаете, сколько отличниц получают тройку по какой-нибудь “теории вероятности” или “мат. методам в психологии” и теряют красный диплом? Я помню, как-то вечером, когда я еще училась на первом курсе, мне позвонила подруга - будущий философ: “Аня! Спасай! График надо построить... С модулем...Не сдам, зачет не поставят, стипендии не будет…”. График я, конечно, построила, и подумала, все таки хорошая учеба в высшем учебном заведении, со всеми вытекающими из нее возможностями, предполагает комплексные базовые знания по всем дисциплинам, а не только по специальности. Не каждый может похвастать арсеналом отзывчивых друзей - профессионалов всевозможных сфер, поэтому не стоит пренебрегать возможностью унести из школы базовый набор знаний по всем предметам, чтобы в будущем не отвлекаться, не переживать и не портить себе диплом понапрасну.

3. Я - творческая личность!

“В человеческом мире только два произведения творческой воли человека дают возможность прикоснуться к самой сути идеального, - это музыка и математика.” (Лосев А.Ф.)

Есть ли у суровых технарей и деятелей искусства с тонкой душевной организацией что-то общее? Музыканту, кроме природного дара, необходимы хорошая память, в частности оперативная, аналитическое и пространственное мышление. Набор похож на требования для поступления в физ-мат класс, так что, как не математика, может помочь развить все эти качества. Ноты не потрогать руками, так же, как и математические символы, прямые и плоскости, они существуют только у нас в голове, мир музыки такой же абстрактный, как мир математики, и в нем не выжить без пространственного мышления, может будущему пианисту никогда не понадобятся признаки равенства треугольников, но само умение абстрагироваться станет незаменимым в творческой деятельности.

4. Математика в быту

Часто мы сами не замечаем как используем школьные “ненужные” знания по алгебре. Порой ученик не может сложить дроби, но если ему предложить купить литровую бутылку колы, а потом еще 0.5, он без сомнения ответит, что будет полтора. Каждая хозяйка, сама того не осознавая, решает каждый день уравнения, задачи на проценты и пропорции. Если бы желание какого-нибудь нерадивого Васи Петечкина исполнилось, и в школах исчезла бы математика, мы бы не знали:

❏ Сколько будет стоит четыреста грамм мяса

❏ Какой сыр выгоднее взять - пачку весом триста грамм за двести пятьдесят рублей или двести грамм за сто восемьдесят

❏ Сколько ингредиентов нужно для рецепта, если указано на три порции, а нужно приготовить на пять

❏ Сколько будет стоить платье с двадцатипроцентной скидкой

❏ Сколько ковролина взять для гостиной

❏ Сколько уйдет на бензин в поездке на юг

❏ Как посчитать калорийность готового блюда

Список можно продолжать долго, готовы бы были вы облегчить школьную жизнь, но в будущем нанимать консультанта - математика для ответов на эти вопросы? Почему сейчас все задачи кажутся нам такими простыми? Потому что когда-то мы преодолели их в школе, получили свои тройки, четверки и пятерки, а навык остался, навык, необходимый для жизни в современном мире.

5.Математика - мое преимущество?

«Может быть, не так нужно ценить знания, как сообразительность в математике». (Крутецкий В.)

В наши дни поступает практически каждый, в результате диплом о высшем образовании уже не является таким большим преимуществом, как раньше. Современный работодатель делает акцент не на резюме и количестве "корочек", а на вступительных испытаниях . И порой, это даже не проверка знаний и навыков по специальности кандидата, а проверка "соображалки", невербального интеллекта. Умение обучаться, решать поставленные задачи, находить выход из ситуации - вот что действительно ценится, качества, которые пригодятся в любой области, но много ли предметов, которые их развивают? В первую очередь это точные науки, это математика, знание которой при приеме на работу будет не меньшем преимуществом, чем знание английского. И дело тут не в “знании” как таковом, не в количество вызубренного, а в навыке, который мы получаем, изучая математику, который делает нас конкурентоспособными, он и есть, на мой взгляд, главная цель изучения математики.

Думаю, ни у одного здравомыслящего образованного человека не возникнет вопроса “Зачем читать Толстого?”. Тут любой поставит знак равенства между книгой и развитием . Цвет платья Наташи Ростовой, так же, как и теорема Пифагора многим в жизни не пригодится и забудется, но мы же не перестаем читать из-за этого? Решенная задача, делает нас умнее так же, как и хорошая книга, а разностороннее развитие - ключ к успеху.