Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Как учить музыке детей? Эффективно ли сильное родительское давление?

Нет сомнения в том, что как можно более раннее начало обучения игре на музыкальном инструменте даёт гораздо больше шансов сделать карьеру академического музыканта во взрослой жизни. В этом отношении музыка, возможно, уникальна. Дети обычно не начинают изучать юриспруденцию, инженерное дело, медицину или экономику в пять, шесть или даже в 11 лет. Те, кто интересуется этими предметами, всегда могут "наверстать" упущенное в своём учебном процессе позже.

С музыкой всё иначе. Только если вас хорошо учили с юных лет и вы продолжаете практиковать на регулярной основе, возможность стать оркестровым музыкантом или солистом становится реальной. Конечно, мы все знаем хороших гитаристов, которые взялись за инструмент поздно, упорно работали и добились хорошей репутации. Но на высшем уровне опрос ведущих артистов, таких как Андрес Сеговия, Ида Прести, Нарсисо Йепес, Джулиан Брим, Джон Уильямс, Пако де Люсия, Ромеро, Дэвид Рассел и других, показал бы, что все они пришли к гитаре в очень раннем возрасте.

Как известно, музыкальное искусство процветает в семьях. Семья Баха была одной из самых известных мощнейших сил во всей западной культуре. В 20-м веке Долмеч и Менухины являются двумя примерами семейного гения. В настоящее время в гитарном мире у нас есть сказочные семьи Ромеро и Асад как настоящие маяки музыкальной сцены (и только представьте, как всё это было в их семьях, когда дети там росли).

Часто любовь к музыке внушает доминирующая фигура отца, который сам является музыкантом, профессионалом или любителем. Ярким примером был Лен Уильямс, отец Джона, который не только повлиял на своего потрясающего сына, но и изменил лицо гитарного образования в Великобритании и других странах.

Экстремальной вариацией на эту тему был отец Иды Прести, Клод Монтаньон, который услышал, как Сеговия играет в Париже в 1924 году, и стал одержим гитарой (на которой он не играл сам; он был аккордеонистом). В биографии "Ида Прести: её жизнь, её творчество" ("Ida Presti: Her Life, Her Art") Анны Мариллиа и Элизабет Прести (Bèrben, 2005 г.) рассказывается о том, что когда Иде было шесть месяцев, Клод подвёл свою жену Грасию к колыбели ребенка и сказал: "Наша дочь станет величайшим гитаристом века".

Монтаньон посвятил свою жизнь будущей судьбе своей дочери, развивая её слух с четырёх лет и вложив ей гитару в руки в возрасте шести лет. Он полностью контролировал её образование, никогда не позволяя Иде ходить в школу, и преподавал ей как общие предметы, так и инструментальные аспекты. Как говорят биографы, "он знал о гитаре всё, кроме того, как на ней играть". Неудивительно, что в более поздние годы Ида Прести часто говорила: "у меня не было детства".

Удивительно, но метод обучения Клода сработал успешно. Незадолго до своего одиннадцатилетия Ида дала свой первый профессиональный концерт в зале Шопена в Париже. Клод выбрал сценическое имя "Прести" для своей дочери, сокращённую версию сицилийской девичьей фамилии её матери.

Спустя годы её муж и партнёр по дуэту Александр Лагойя прокомментировал: "Клод направлял обучение своей дочери в негитарное русло, что заставило её, ещё будучи очень молодой, превзойти обычную технику инструмента. Она также добивалась, чтобы её руки выполняли подвиги растяжек и силы... на самом деле, никогда не требуется обязательно обучаться традиционным способом".

Пако де Лусия был окружён музыкальной семьёй и, будучи младшим из четырёх сыновей, имел особую заботу. Из-за нехватки денег формальное образование Пако прекратилось, когда ему было 11 лет. Его отец Антонио, по словам D. E. Pohren в его книге "Paco de Lucía and Family" (Society of Spanish Studies, Мадрид, 1992) "не стеснялся заставлять Пако заниматься около 12 часов в день, подчёркивая, что благодаря его огромному природному таланту у него были прекрасные возможности". Позже говорится о том, что мальчика запирали в его комнате и заставляли часами заниматься. И опять, драконовские методы сработали хорошо. Пако стал номером один среди легиона гитаристов фламенко.

В этот момент те из нас, кто существовал без музыкального отца, являющегося сторонником строгой дисциплины, чтобы направлять наши судьбы, могут начать процесс рефлексии... С одной стороны, мы выросли без бесподобной виртуозности, столь необходимой для карьеры гитары на высшем уровне. Но в то же время, мы можем оглядываться на наше музыкальное образование с чувством удовольствия.

Мораль историй Прести и Пако такова: есть приз, который можно получить, но есть и цена, которую нужно заплатить. Если вы не заплатите эту цену (детство в рабстве на вашем любимом инструменте), высший приз, безусловно, недосягаем. И в то же время, если суровый режим, которому подвергались эти молодые люди, сработал для гениев, просто талантливый мог бы увясть и упасть бездыханным на обочине.

По материалам статьи (англ.).

Если вы считаете информацию интересной, обязательно ставьте лайк — это продлевает "жизнь" публикации в ленте Дзена. А по следующей ссылке — Классическая гитара, путеводитель по каналу.