Найти тему
6000 миль до Голливуда

Зелёная книга

Оглавление

(2018, США)

И всё же русские ("Порок на экспорт") и испанцы ("Капитан Алатристе") в исполнении Вигго Мортенсена получаются колоритнее, чем итальянцы. Наверное, потому что растолстев, он выглядит как-то... не канонично, что ли. По крайней мере в костлявом Вигго харизмы однозначно больше.
И всё же русские ("Порок на экспорт") и испанцы ("Капитан Алатристе") в исполнении Вигго Мортенсена получаются колоритнее, чем итальянцы. Наверное, потому что растолстев, он выглядит как-то... не канонично, что ли. По крайней мере в костлявом Вигго харизмы однозначно больше.

Кинозрительская примета: если фамилия главного героя фильма совпадает с фамилией сценариста, не ждите от этой картины никакой остроты и скандальности, что бы при этом ни обещала реклама.
И вот гляжу я на "Зеленую книгу" и невольно вспоминаю, как однажды смотрел мини-сериал под названием "Новый дон" (1999) - мелкопошибную телевариацию "Крестного отца", только про реального американского мафиози по имени Джо Бонанно. И был этот самый Джо в сериале ну просто сущий ангел, даром что бескрылый. Который сделал Америке столько добра, что его по сей день вспоминают добрым словом внуки тех старушек, которых Бонанно когда-то самолично переводил через дорогу.

Выглядела эта слащаво-приторная гангстерская сага на экране дюже странно, не сказать подозрительно. Однако всё встало на свои места, когда я взглянул на её многочисленных сценаристов. Одним из которых был - ну надо же! - автор биографической книги о себе-любимом, сам покамест живой в ту пору Джо Бонанно, а также какой-то его родственник и ещё два итальянца. Последние трое, видимо, и решили уважить своего некогда знаменитого дедушку, сняв о нём панегирик. Такой, где он гуляет в белом фраке среди конченых негодяев и лишь один-одинешенек сеет разумное, доброе, вечное в преступном мире дерьма и чистогана.

К счастью, сценарист "Зеленой книги", тоже американо-итальянец Ник Валлелонга до откровенного подхалимажа своему родичу Тони "Болтуну" Валлелонге не опускается. Однако историю о нём рассказывает, похоже, с таким расчётом, что этот дедуля ещё жив и фильм о себе всё-таки увидит. Очевидно, поэтому о связях Болтуна с мафией тут не упоминается, хотя намёки такие есть. Как, собственно, и одни лишь намеки на расистские взгляды Тони, которые он исповедовал до того, как произошла эта история (1962). И которые режиссер Питер Фаррелли (опять-таки итальянец и один из братьев-авторов дилогии "Тупой и ещё тупее") решил политкорректно смягчить, пусть даже "Зеленая книга" вроде бы напрямую затрагивает проблемы расизма.

Если ваш ребенок ходит в музыкальную школу, нелишне показать ему "Зеленую книгу".  С таким расчетом, чтобы он увидел, каких ништяков достигают в жизни пианисты, которые старательно и помногу занимаются.
Если ваш ребенок ходит в музыкальную школу, нелишне показать ему "Зеленую книгу". С таким расчетом, чтобы он увидел, каких ништяков достигают в жизни пианисты, которые старательно и помногу занимаются.

В этом и кроется главный недостаток истории о том, как белый расист-итальянец (Мортенсен) устроился работать водилой к черному пианисту-виртуозу и повез его в гастрольный тур. "Зеленая книга" - именно так назывался путеводитель для чернокожих по югу Америки, указывающий, в какие места им можно соваться, а в какие нет. Вот только в самом фильме ни один конфликт ни на расовой почве, ни на другой, не разгорелся до настоящего драматического накала. А разноцветные главные герои настолько легко и безболезненно спелись, что это даже вызывает недоумение: позвольте, а что вообще такого незаурядного в этой истории, что её решили вдруг экранизировать? То, что главный герой нашел в себе силы быть толерантным к чернокожим и геям (да, последние здесь тоже есть)? Так ведь Болтун эти силы в себе даже не искал. Какие ещё моральная ломка и духовное перерождение, о чем вы? Просто однажды Тони переключил свой внутренний тумблер в режим дружелюбия и терпимости - вот и всё. И даже по морде своему пассажиру ни разу не заехал, хотя с таким темпераментом, как у Болтуна, это должно было случиться с ними в дороге не раз и не два.

Единственное, из-за чего это кино не заставляет скрежетать зубами и в целом смотрится не без удовольствия - герой Вигго Мортенсена. В меру упитанный, вечно что-то жующий и говорливый итальянец Тони Валлелонга нарисован Мортенсеном с таким педантизмом - как, впрочем, и другие его персонажи- что ради этой роли Вигго даже нехило растолстел (примерно как Кристиан Бейл в "Афёре по-американски"). Да и в кадре он держится с правдоподобной итальянской экспрессией, как лучшие герои какого-нибудь Мартина Скорцезе. Из-за того, что Мортенсен проносится шумным "паровозом" практически через каждую сцену, наблюдать за ним и слушать его болтовню всё-таки интересно. Прочий же актерский состав, включая оскароносного Махершалу Али, выглядит на фоне Вигго лишь подтанцовкой. Которая по большому счету ему бы и даром не нужна, да только что поделаешь. Всё-таки эта картина не про Робинзона Крузо, и в ней вовсе не один, а много разновсяческих героев.

Так вот он какой, заплывший жирком Вигго Мортенсен! И это не вовсе не цифровой жирок, а вполне себе аналоговый, гамбургерно-макаронный. Так что спешите, как говорится, видеть, пока снова не похудел.
Так вот он какой, заплывший жирком Вигго Мортенсен! И это не вовсе не цифровой жирок, а вполне себе аналоговый, гамбургерно-макаронный. Так что спешите, как говорится, видеть, пока снова не похудел.

***

В общем, ожидаемо сильная игра маэстро Вигго Мортенсена в скучноватом фильме с банальными ситуациями и примитивной моралью из мультика про кота Леопольда. Очень даже понимаю тех, кому "Зеленая книга" понравилась. В ней много позитива, много забавных диалогов, плюс неподражаемый Мортенсен опять же. Однако лично я от кино про расизм, названное в честь одного из атрибутов расизма, ожидал чего угодно, только не бескровную и почти беззубую рождественскую историю. Да ещё адресованную семейством Валлелонга в виде подарка своему любимому дедушке Тони, а уже потом массовому зрителю, вроде нас с вами. Не знаю, как вы, а я на этом празднике незнакомых мне людей ощущал себя не особо-то уместным, пусть даже все они мне улыбались и проявляли дружелюбие.

Трейлер "Зеленой книги":

Еда
6,93 млн интересуются