Найти тему
Денискина Застава

Крабозаводское - посёлок на острове Шикотан. Часть 1 - Школа.

Бухта Крабовая, о.Шикотан со спутника.
Бухта Крабовая, о.Шикотан со спутника.

Посёлок Крабозаводское, место где прошли золотые годы жизни. Мы переехали сюда с острова Зелёный. Пришла пора идти учится в школу, у отца закончился 4-х летний контракт и он попросил перевод по семейным обстоятельствам. Так я попал на Шикотан.

Прибыли мы ночью. Шум сосен и плеск воды, а так же сопки и бурная растительность, вот первые воспоминания об этом месте. На утро перед взором предстал поселок, расположенный на противоположной от фильтро пункта стороне бухты.

Красота пейзажа, после плоского и крохотного островка поражала воображение. Морские рыболовные суда, рыбные заводы, сам поселок раскинувшийся на близлежащих сопках сама бухта производили впечатление.

Поселок Крабозаводское 2016 год с квадрокоптера.
Поселок Крабозаводское 2016 год с квадрокоптера.

В первый класс я пошел в родном Омске и проучился там почти всю первую четверть, в большой школе. Школа из трех корпусов, трехэтажная. На территории свой стадион, тир, бассейн, гараж автодела, оранжерея и школьный сад. Пять минут ходьбы по асфальту или через поле.

Здесь же всё было по другому. Деревянное одноэтажное строение, два корпуса, три рекреации. С одной стороны волейбольная площадка, с другой овраг с крутым спуском. Стадион выше на сопке, ещё выше горка с которой катались на лыжах.

Поход в школу это вообще целая эпопея. Он занимал от 40 минут, путь не близкий. Маршрут же примерно такой: спуск с сопки по кладке, проход через 6-ю заставу, дальше по кладке вдоль отлива через мост, опять по кладке, до развилки.

Кладка с ФП на заставу, наши дни. В строительстве этой бетонной дорожки я принимал активное участие, носил песок и воду. Больно смотреть на такое запустение!
Кладка с ФП на заставу, наши дни. В строительстве этой бетонной дорожки я принимал активное участие, носил песок и воду. Больно смотреть на такое запустение!

Здесь пути расходились на три ветки. Первая, самая короткая, через проходную рыб завода. Там бывало не пропускали на территорию хозяйства, приходилось либо уговаривать, либо через дырку в заборе лезть.

Второй путь, самый опасный и запретный, это по трубам теплотрассы, которые тянулись вдоль заводов до второй проходной. Конечная точка продуктовый и промтоварный магазины. Ходить по этому пути запрещали родители, так как трубы были высоко над землей и можно было с них упасть.

Третий путь, самый длинный, по дороге, которая огибала рыбные заводы. Этим путем пользовались крайне редко и неохотно. Время в пути сильно возрастало, да и расстояние тоже.

Все пути сходились в район клуба, где начинался подъем в сопку. Почти на самой вершине стояла школа. На сопку тоже было несколько подъемов, но тут особой разницы не было где ходить.

Когда на острове сильно штормило за нами приезжал ГАЗ-66 с заставы, это были самые шикарные моменты. Залезть в кабину под взоры одноклассников, это было круто.

Весной к нам на заставу приходила брандвахта (патрульный катер) из Малокурильска и мы по пути домой смотрели не собирается ли она на другой берег, если моторы заводились и судно отчаливала, то со всех ног мчались на 5-й причал, чтобы успеть на этот "паром".

Наша "броня", на заднем плане ФП.
Наша "броня", на заднем плане ФП.

Вот такой путь в школу и обратно приходилось совершать пять дней в неделю на протяжении 4-х лет.

Продолжение следует...

Спасибо, что дочитали историю до конца. Подписывайтесь на канал Денискина Застава, если интересно прочитать продолжение. Делитесь в комментариях своими жизненными путями и историями.
До новых встреч на канале Денискина Застава!