3 января 1431 года – дата, про которую французам, наверное, не очень удобно вспоминать. Потому что в этот день их национальную героиню Жанну д’Арк, спасительницу страны продали за 10 000 золотых ливров.
Все началось с того, что Жанна угодила под городом Компьен в плен к бургундцам. Она отправилась на вылазку из осажденного города, а там подняли ворота и тех, кто участвовал в вылазке, назад не пустили. Подстава? Возможно. А бургундцы получили ценный приз, за который можно было получить неплохой выкуп или еще чего полезного.
Но сюзерен Жанны, коронованный благодаря ей Карл VII, выкупать девушку отказался. Видя, что король не занимается спасением той, кому он обязан своей короной, другие лидеры партии арманьяков в большинстве своем также не стали заниматься сбором средств и переговорами о выкупе. Благородство проявили только Жан Дюнуа, Бастард Орлеанский (вот и говори после этого плохо о незаконнорожденных), собиравший деньги на выкуп, но не успевший, и Жиль де Ре, которого потом ославят как Синюю Бороду, собиравший отряд для, как это принято сейчас говорить, спецоперации – рейда-налета с целью освобождения Жанны.
Зато большой интерес к пленнице проявил противник арманьяков и сторонник другого короля – мальчишки Генриха, одновременно короля Англии и Франции, согласно договору в Труа, епископ Пьер Кошон. Он заявил, что бой, в котором была пленена Жанна, проходил на его земле и поэтому пленницу надо передать ему. Разумеется, герцог Бургундский был не из тех, кто просто так передает ценных пленников. Поэтому договорились на 10 тысячах золотых марок. 3 января 1431 года деньги попали к бургундцам. Вскоре после этого Жанну перевезли в Руан и там начался суд, результат которого был предсказуем.