Найти тему

Как предпринимателю выйти из «черного списка» Банка России?

Для ведения предпринимательской деятельности индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу нужен расчетный счет в банке. И вот при заключении договора расчетно-кассового обслуживания он впервые сталкивается с процедурой идентификации. Далее если предприниматель ведет «беспорядочные» операции по счету, которые еще к тому же подпадают под признаки «сомнительных сделок» («необычных сделок») он сталкивается с запросами из банка и претендует попасть в так называемый «черный список» Банка России.

Впервые порядок формирования перечня обо всех случаях отказа, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ, был закреплен в антиотмывочном законодательстве три года назад. Рассматриваемый порядок установил три этапа формирования «черного списка» (п.п. 13.1-13.3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ).

1 этап. Банки представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) сведения обо всех случаях отказа.

2 этап. Росфинмониторинг направляет информацию, представленную банками в Банк России.

3 этап. Банк России доводит полученную от Росфинмониторинга информацию до сведения кредитных организаций.

В сентябре 2016 года Банк России утвердил порядок доведения до кредитных организаций рассматриваемого перечня о всех случаях отказа положением Банка России от 20 июля 2016 г. №550-П. Указанный перечень используется кредитными организациями при оценке степени риска операций клиентов.

Основным недостатком в новой процедуре было отсутствие института реабилитации клиента, который бы предусматривал выход лица из указанного перечня. Но в марте 2018 года этот недостаток был ликвидирован. Так, в случае принятия банком решения об отказе, клиент вправе обжаловать данное действие и представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе (п. 13.4 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ).

Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов, представленных клиентом.

В случае получения от банка сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, клиент вправе обратиться с заявлением и документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия указанного решения в межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке РФ. Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием Банка России от 30.03.2018 N 4760-У.

Кроме того, действия кредитной организации по-прежнему можно обжаловать в суде.

В июне 2018 года вступило в силу положение Банка России от 30 марта 2018 г. №639-П, которое заменило собой положение Банка России от 20 июля 2016 г. №550-П. Согласно новому положению перечень о всех случаях отказа теперь предусматривает информацию

- об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции,

- об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета,

- об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета с клиентом.