Сейчас восточные единоборства для многих - просто один из видов спорта. Для кого-то гимнастика типа пилатеса, кто-то при слове "ушу" вспоминает про саньда - полноконтактные поединки, во многом схожие с тем же кикбоксингом. Но той атмосферы экзотики, которая окружала восточные единоборства и все, что с ними связано, уже нет и быть не может - слишком давно уже они распространены по миру, слишком много уже про них известно, хотя, конечно, еще есть что изучать. Но в далекие 80-е прошлого века было совсем не так. Попробую вспомнить и передать, как мы знакомились с этим удивительным миром.
Еще до ушу(или кунфу, как его называли почти везде поначалу, не понимая разницы этих терминов) в СССР уже было известно про каратэ. Даже в 70-х были несколько соревнований, но в начале 80-х его почему-то запретили. Точную причину не скажу, а пересказывать домыслы не хочется. Но как изучали каратэ в СССР? Не было ни мастеров в том количестве, что сейчас, ни литературы. Были только передаваемые друг другу приемы, зачастую бравшиеся из фильмов, и бумажные самодельные "руководства" непонятного происхождения. Занимались неправильно, но весьма фанатично. Про каратэ напишу как-нибудь подробнее, а сейчас про ушу. Его массовое распространение на территории СССР было связано в первую очередь с ростом количества видеозалов - самодельные "бизнесмены", имеющие видеомагнитофон и знающие, где достать разные, в основном пиратские, видеокассеты, открывали такие видеозалы в основном в школах или кинотеатрах, арендуя маленькие помещения с парой десятков стульев. Школьники туда ходили толпами, ведь только там можно было легко найти и ужастики, и Брюса Ли, и Шварца, и огромное количество китайских фильмов про кунфу самого разного качества. Сейчас мы смотрим эти фильмы как сказки. А тогда мы и правда верили, что можно в одиночку завалить троих с мечами, запрыгнуть на пятиметровую стену(привет, Хон Гиль Дон!) и нанести удар таинственной энергией "ци" на расстоянии. По выходу из зала мы тут же шли куда-нибудь пообсуждать то, что увидели, в очередной раз поспорить, кто победит, Брюс или Шварц, и попробвать задрать ногу, как в кино. Этим и пользовались неивестно откуда взявшиеся "мастера". На каждом углу висело объявление типа "Школа у-шу кулак богомола. Мастер такой-то, ученик того-то" - и пойди проверь в то время без интернета, кто все эти люди. Да мы и не проверяли - ходили, одевали эти самодельные костюмы, как в кино, старательно копировали позы и движения из фильмов и странных пособий. Казалось бы, ужас, чему тут научишься - но нет. Именно вот эта атмосфера чуда и сказки дала тот заряд фанатизма в самосовершенствовании, который остался у многих, кто начинал именно тогда. Даже сейчас, когда я уже смотрю на все это совсем другими глазами, не могу сказать, что это в прошлом - это уже часть меня, это участвовало в создании нас как личностей, и я очень благодарен тому времени за это!
Рекомендую еще одну статью, где высказываю свой взгляд на то, Куда идет современная капоэйра
Благодарю тех, кто прочитал до конца, подписывайтесь, ставьте лайки, буду продолжать делиться тем, что успел увидеть и узнать!