Milknews продолжает подводить итоги 2018. Корреспонденты редакции поговорили с участниками отрасли о том, каким был уходящий год для молочной индустрии. Производители, переработчики, представители отраслевых союзов и чиновники рассказали нам, с какими проблемами они столкнулись за это время и что ждут от 2019 года.
Олег Долинный, заместитель генерального директора АО «СХП Вощажниково»
Уходящий 2018 год оказался довольно тяжелым для отрасли. Если в прошлом году цены на сырое молоко обеспечивали приемлемую рентабельность бизнеса, сейчас ситуация оказалась диаметрально противоположной. Мало того, что зимой началось падение цен, в дополнение к этому осенью значительно выросла себестоимость кормов. И, судя по той информации, которую мы почерпнули на Молочных сессиях, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Делать нечего – приходится стиснуть зубы и работать в предложенных условиях.
По крайней мере, 2018 год был довольно спокойным с точки зрения законодательства – все глобальные изменения, касающиеся субсидий, компенсаций, были реализованы ранее, и насколько мне известно, никаких серьезных инициатив для нашей отрасли на 2019 год не запланировано.
Анатолий Глебов, коммерческий директор ЗАО Матвеевское
Самое главное событие для отрасли – серьезное падение цен на сырое молоко. Притом что производители рассчитывали хотя бы на 23–24 руб. за литр, летом они рухнули до 18-19 руб., и это очень сильно подкосило их бизнес. При этом ситуацию не спас даже небольшой рост цен в течение последующих двух-трех месяцев.
Нелегко пришлось и переработчикам: введение летом – буквально на несколько недель – системы «Меркурий» серьезно выбило их из колеи, поскольку у них не было ни малейшего представления, как с ней работать. Добавлю, что на момент запуска система была абсолютно сырой, множество недоработок не устранено до сих пор, и, таким образом, система отслеживания молочной продукции работает совсем не так, как это хотелось бы Роспотреб- и Россельхознадзору. Мы как переработчики можем пользоваться ею исключительно для того, чтобы «погасить» входящее молоко.
Что касается ожиданий от следующего года, мы рассчитываем, во-первых, на повышение цен на молочную продукцию, во-вторых, на рост потребительского спроса на настоящее молоко, а не на фальсификат. Очень хотелось бы, чтобы покупатели осознали, что при комфортной для производителя закупочной цене в 30-32 руб. литр молока на полке не может стоить 35 руб. Включая все дополнительные издержки она должна составлять 49–50 руб. При этом, на мой взгляд, ответственность за информирование потребителей в первую очередь лежит на СМИ: люди очень любят читать статьи и смотреть передачи, посвященные качеству продуктов, и очень важно, чтобы в таких материалах не было проплаченной информации.
Также мы очень надеемся, что в следующем году системы отслеживания качества продукции все-таки заработают в полную силу и начнут приносить реальную пользу для всех сторон.
Наконец, отрасли в целом не помешает серьезная господдержка – с этой точки зрения ситуация далека от идеальной. Единственный действующий формат помощи со стороны государства на сегодняшний день – это инвестиционное кредитование. А ведь государство должно быть кровно заинтересовано в эффективной работе нашей отрасли. В целом же от следующего года ждем только хорошего – а пенять на прошлое уже поздно!
Хотите больше новостей молочного рынка? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на MILKNEWS , чтобы не пропустить следующий выпуск!
Больше статей на сайте MILKNEWS.RU
Хотите быть в курсе всех событий молочной отрасли? Подпишитесь на нашу email-рассылку здесь