Найти тему
EA Culture

Умирающий денди

Если уж мы взялись учить слова века модерна, то среди них обязательно должно оказаться слово «дарделизм». Легко узнаваемое художественное направление названо по фамилии его основателя шведского денди Нильса Дарделя (1888–1943). Блестящий молодой человек из богатой семьи мог бы вести разгульный образ жизни, но тяга к творчеству и незаурядный талант заставляли его искать славы, находя особенные средства выражения своих самых потаенных мыслей и выливая на полотна образы из глубин подсознания.

-2

Мы уже публиковали одну работу Дарделя, написанную в 1918 году: сравнивая картины, на которых изображены поезда той поры, рассмотрели внимательно многоплановую работу «Транссибирский экспресс», похожую на театральную декорацию, освещенную лучом прожектора.

-3

Именно этим экспрессом сто лет назад ехал по бурлящей России великолепный 30-летний Дардель. Ехал он домой вместе с не менее великолепной невестой Нитой Валленберг, дочерью шведского посла в Токио. Дардель происходил из знатного шведского рода, но его предки проявили себя также и как разумные предприниматели, поэтому он мог позволить себе легкую обеспеченную жизнь и выбрать свободную профессию. Пройдя обучение в Стокгольмской академии художеств, он уехал в 1911 году в Париж, где приятельствовал с лучшими художниками, охотно дававшими уроки щедрому и при том талантливому юноше.

-4

Тогда же он воплотил образ денди, причем сумел вписать его в модернистский контекст, гоняя на мотоцикле, танцуя на перилах смотровой площадки Эйфелевой башни и вообще ведя, как жаловались очевидцы его родным, самоубийственный образ жизни. Но главное, что ему нравилось в удивительном ХХ веке, – это скоростные транспортные средства, в первую очередь, поезда и паровые суда, позволявшие быстро и много путешествовать. Так он и добрался до Японии, где встретил свою большую любовь, поначалу счастливую, а затем несчастную. Они с Нитой были восхитительной парой, достойной друг друга и внешне, и духовно, и материально. Но консервативная семья Валленбергов была против брака с легкомысленным художником-оригиналом, и добилась того, что Нита расторгла помолвку.

В следующие годы Дардель живет болью и страданиями любви, которые он описывает в терминах модного в ту пору Фрейда, и пытается выразить на полотнах неосознанное кипение своих страстей. На его картинах часто появляется и сами Нита Валленберг: она стреляет в любимого в «Преступной страсти», разгуливает рядом с повесившимся на картине «У эксцентричной дамы», а на одной из картин в образе палача изображен и сам господин посол Густав Оскар Валленберг.

-5

Но настоящий шедевр 1918-го – картина «Умирающий денди». Ко всем своим несчастьям – подлинным и мнимым – Нильс Дардель поздней осенью еще и заболел. Теперь уж не поймешь, простуда была или вирус, но он не сомневался, что грипп, и ждал скорой кончины. Однако жар прошел, и пришлось жить дальше. Но впечатления-то остались! И вот уже они ложатся на полотно, которому суждено стать классикой модерна.

-6

Персонажи картины, как будто герои немого кино: «Ах, прощай, моя любовь!» Впрочем, денди прощается сам с собой, и последнее, что он сделал в этой бренной жизни, – полюбовался на себя-умирающего в зеркальце, которое держит в руке.

-7

А дальше Дардель уже понесся в своем творчестве, как любимый им поезд – с гудками и паром из трубы. Что же до личной жизни, то в 1921-м он женился на художнице Туре Аксельсдоттер (Клинкофстром), брак с которой продлился 23 года, причем Тура смогла остепенить Нильса хотя бы до некоторой степени. Незадолго до женитьбы он даже расстался с близким другом Рольфом де Маре – коллекционером и основателем труппы «Шведский балет», отношения с которым тянулись с 1913-го и не мешали роману с Нитой Валленберг.

В личной жизни Дарделя мы больше разбираться не будем, а вот картины его станем рассматривать еще не раз, ну а пока – первое знакомство с дарделизмом.

Иллюстрация 1: Нильс Дардель. Умирающий денди. 1918. Масло, холст. 140х180 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации: The Athenaeum.

Иллюстрация 2: Фотопортрет Нильса Дарделя. 1916. Так выглядел настоящий денди.

Иллюстрация 3: Нильс Дардель. Транссибирский экспресс. 1918. Масло, холст. 95х150 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации: The Athenaeum.

Иллюстрация 4: Нильс Дардель. У эксцентричной дамы. 1921. Масло, холст. Источник иллюстрации: Modernamuseet.

Иллюстрация 5: Нильс Дардель. Преступная страсть. 1921. Масло, холст. Источник иллюстрации: Modernamuseet.

Иллюстрация 6: Нильс Дардель. Черная диана. 1924. Масло, холст. Источник иллюстрации: The Athenaeum.

Иллюстрация 7: Амедео Модильяни. Тура Клинкофстром. 1919. Масло, холст. 99.7 x 64.8. Частная коллекция. Источник иллюстрации: The Athenaeum.