Если уж мы взялись учить слова века модерна, то среди них обязательно должно оказаться слово «дарделизм». Легко узнаваемое художественное направление названо по фамилии его основателя шведского денди Нильса Дарделя (1888–1943). Блестящий молодой человек из богатой семьи мог бы вести разгульный образ жизни, но тяга к творчеству и незаурядный талант заставляли его искать славы, находя особенные средства выражения своих самых потаенных мыслей и выливая на полотна образы из глубин подсознания. Мы уже публиковали одну работу Дарделя, написанную в 1918 году: сравнивая картины, на которых изображены поезда той поры, рассмотрели внимательно многоплановую работу «Транссибирский экспресс», похожую на театральную декорацию, освещенную лучом прожектора. Именно этим экспрессом сто лет назад ехал по бурлящей России великолепный 30-летний Дардель. Ехал он домой вместе с не менее великолепной невестой Нитой Валленберг, дочерью шведского посла в Токио. Дардель происходил из знатного шведского рода,