В новогодние/рождественские каникулы, когда у меня появляется долгожданное свободное время, я люблю не столько смотреть новые фильмы, сколько пересматривать старые, создающие соответствующее настроение. Причём это не обязательно милые семейные комедии или что-нибудь романтическое: это может быть и философская драма. Why not?
Сегодня смотрим «Вечерний экспресс «Сансет Лимитед». Потрясающий фильм. Особенно если у вас скоро день рождения, а вы впали в депрессию, отчаяние и переживаете очередной экзистенциальный кризис.
« - Кто знает - может быть, дни рождения опасны, как Рождество: на ёлках висят украшения, на дверях венки... а на трубах по всей Америке болтаются самоубийцы.
- Что-то не похоже на Рождество.
- Рождество уже не то».
Минималистская обстановка - всё действие происходит в одной комнате.
Всего два персонажа - несостоявшийся самоубийца и его спаситель. Но эти двое - Сэмюэль Л. Джексон и Томми Ли Джонс. Бесконечно талантливые актёры, невероятно глубокие диалоги (почти всё хотелось запомнить наизусть) - о самоубийцах, алкоголиках, счастье, вере, жизни, смерти и других важных вещах.
Временами смешно, а временами - обухом по голове... и никакого хэппи-энда.
Всё как я люблю.
Но несмотря на кажущуюся беспросветность всего происходящего гнетущего впечатления после себя фильм не оставляет - в этом смысл философии. Вы просто следите за диалогами, соглашаясь поочерёдно то с одним, то с другим персонажем... вдруг вспоминаете аналогии из собственной жизни, и что-то понимаете, осознаёте, принимаете или отпускаете навсегда.
Остаётся некоторая опустошённость, похожая на ту, что возникает, когда вы, наконец, выскажете кому-то всё, что у вас накопилось: объективно ничего не изменилось, но сердцу стало легче.
Мне кажется, чтобы в полной мере воспринять фильм, его нужно смотреть одному и ночью - с большой долей вероятности вам захочется потом помолчать, осмысливая увиденное.
Возвращайтесь на мой канал в очередную пятницу. Обещаю: в следующий раз мы посмотрим что-нибудь более жизнерадостное.