(в сфере интеллектуального труда)
До того, как я начал работать, я считал, что крутость менеджера зависит от того, какое количество человек находится в его подчинении. Чем больше, тем круче. Точнее наоборот: чем круче менеджер, тем больше людей ему доверяют в управление.
Впервые я усомнился в своём убеждении на тренинге по проектному управлению. Чтобы закрепить теорию на практике, мы играли в бизнес-игру, которая заключалась в том, чтобы строить египетские пирамиды. Специальные карточки моделировали работников. В середине игры условный Фараон неожиданно потребовал помимо пирамиды к тому же сроку ещё возвести и Сфинкса. Я пошёл к нему просить ещё карточек-работников, но нужного количества карточек не оказалось. Так я впервые столкнулся с так называемой «ограниченностью ресурсов». Нужно было как-то справляться с тем, что есть.
«ОК» — подумал я — «Тогда крутость менеджера определяется не только количеством подчинённых, но и тем, насколько грамотно он может управлять теми, кто у него есть в данный момент»
Вскоре и на это суждение тоже пала тень сомнения, после того, как я впервые принял человека на работу. Мне показалось, что “вроде подходит”, но со временем оказалось, что на самом деле "не тянет". Еле избавились.
Вообще оказалось, что производительность и вклад разных людей может отличаться в разы, а то и в десятки и сотни раз, хотя они могут занимать схожие позиции и получать схожую зарплату. И даже хуже: некоторые сотрудники могут тянуть своих коллег вниз. Может ключ в личных качествах и опыте, которые можно назвать словом «профессионализм»?
Так в мою формулу затесалось качество. Я уточнил формулировку: «Крутость менеджера определяется тем, какое количество профессионалов (или потенциальных профессионалов) ему удаётся увидеть, привлечь, грамотно организовать и удержать»
Эта формула довольно долго неплохо находила подтверждение на практике, но что-то в ней было не так. Я читал книжки, статьи, наблюдал за разными кейсами, и какая-то важная деталь наклёвывалась, но окончательно кусочек пазла сложился только на AgileDays’16, где выступал основатель соц. сети для врачей "Доктор на работе" Станислав Сажин. Он обратил внимание на важность единых ценностей, а в секции вопросов-ответов на вопрос о том, что будет, когда его компания разрастётся до сотен и тысяч сотрудников, ответил двумя примерами, одним из которых был Instagram, купленный Facebook’ом за 1 млрд долларов, когда в Instagram работало всего 11 сотрудников (https://youtu.be/RSVub5m-3DM?t=45m30s). Количество сотрудников — вообще не показатель.
В чём же секрет? Определённый сетап команды (конкретных людей) может увеличивать производительность и эффективность каждого участника в несколько раз. Нюанс заключается в одних и тех же ценностях и общей идее, которая их заряжает. Люди думают одинаково, смотрят в одну сторону. Они не тратят время на пустые обсуждения, вызванные разными взглядами на мир, и не демотивируют друг друга поступками из разряда “я бы так не поступил”. Они согласованы между собой по принципиальным аспектам, и поэтому ничто не мешает двигаться вперёд.
Соответственно «Крутость менеджера / руководителя / лидера определяется тем, насколько точно совместимыми (по ценностям и разделяемой идее) он сможет собрать команду профессионалов и вдохновить её на совместное достижение общих целей».