В 2018 году исполнилось 15 лет с момента выхода альбома «Новый Фауст» – грандиозного творения курской рок-группы «Маленькие трагедии». Но нет пророка в своем отечестве – и в полном соответствии с евангельской формулировкой автор этого шедевра Геннадий Ильин много лет живет и творит в Германии. Поскольку в родных пенатах мало кто в состоянии уразуметь масштаб и значение его произведений. Сказывается, во-первых, косность среды, управленцев от культуры, во-вторых, специфика рока.
Маленький штрих, хорошо характеризующий ситуацию. В центре Курска напротив местного комитета по культуре расположен ЦУМ. Еще совсем недавно – для ублажения слуха прохожих – местные маркетологи запускали англоязычные песни, например, «Strangers in the night», «Love story» («Where do i begin»). Но областного министра культуры это, напротив, возмутило: как так?! в центре города иноземщина! вы можете представить, чтоб в центре Марселя звучали русские песни? (Салтыков-Щедрин, одним словом).
И он таки добился, чтобы эти песни больше не звучали. Сейчас там шум транспорта не нарушает никто – ни Френк Синатра, ни Энди Уильямс – хотя можно было взамен запускать «Калинку», например… и по логике вещей, ещё и находящийся рядом «Макдональдс» нужно было закрыть – кухня, как-никак, это ведь тоже культура.
«Новый Фауст» Ильина чиновное руководство наверняка не слышало, а если бы услышало, логично предположить, что испугалось бы, не зная как реагировать – это ведь тоже не наше – чернокнижник какой-то немецкий, и лучше держаться от греха подальше. Да и специфика рока вообще – как чего-то иноземного, нехорошего, молодежного... чернокнижного – настолько чужда стереотипному мышлению, что для него явление это просто не существует (находясь где-то в четвертом измерении).
Вот это – четвёртое измерение – мы и постараемся уразуметь.
Небеса и преисподняя
Что такое рок? Это грандиозное музыкальное пространство, сильно действующее энергетическое поле, и ещё – чрезвычайно подвижная субстанция, за которой даже записным рок-меломанам бывает очень сложно угнаться. Одним словом, Протей многоликий. Он и одно, и другое, и третье – сегодня здесь, завтра там. И для того чтобы не утонуть, не заблудить, не сбиться с курса, необходим универсальный навигатор, одной из функций которого является теория эонов.
За 70 лет своего существования древо рока, подобно Иггдрасилю, с одной стороны достигло Небес, с другой – ушло корнями в недра преисподней, соединив воедино три яруса – Асгард, Мидгард, Хельхейм, – и всё, что между ними (и даже таинственный Утгард). На той или иной ветви нежатся, оттягиваются, балдеют и ещё юные, и уже престарелые почитатели различных групп, стилей и рок-персон, находясь порой в совершенно непересекающихся пространствах.
А для людей со стороны рок-древо являет собой тайну за семью печатями. А то, что непонятно, всеми доступными средствами норовят опорочить, профанировать, опошлить. В связи с отсутствием внятных представлений. В вышедшем в 2012 году сборнике статей «Православие и творчество» профессора и поэтессы Олеси Николаевой можно найти такое:
«Музыка – в стиле панк, хеви‑метал, рейв, рок – приобретала у этих молодых психоделиков‑нигилистов характер религиозного ритуала, доводящего своих фанатов до умоисступления и экстаза. Впрочем, существуют свидетельства, что многие современные молодежные кумиры проходили инициацию в сатанинских сектах и были посвящены в ритуалы черной магии.
Мик Джаггер (Rolling Stones), певец и автор песен «Симпатия к диаволу», «Их сатанинским величествам», «Заклинания своего брата демона», называл себя «воплощением Люцифера».
Песня группы Led Zeppelin «Лестница в небо» содержит закодированное сообщение, которое, при обратном прослушивании, звучит так: «Мне надлежит жить для сатаны».
Подобное же сообщение содержится и в песне «Когда в Арканзас пришло электричество» группы Black Oak Arcansas: «сатана… сатана, он – бог…» и т. д».
Тут вот что характерно. Если рассуждения о литературе, кино, театре, философах и богословии более-менее соответствуют ученому статусу автора, но как только речь заходит о рок-музыке – происходит моментальное прощание с мозгами и на свет Божий извлекается дремучая ахинея из протестантских книжонок 30-летней давности. Показательно, что выходцы из 60-70-х в данном случае именуются «современными молодежными кумирами». У непосвященного в отношении рока, таким образом, происходит сбой со временем – из пространственно-временного континуума он выпадает в твердый неподвижный осадок с полным отключением мыслительных способностей.
Теория музыкальных эонов
Что же касается записных рок-меломанов, особенно пожилого возраста, от них часто приходится слышать: что Deep Purple признаю только с Блэкмором; что Uriah Heep – только с Байроном и Хенсли; что последние два альбома Yes – позор для великой группы; что Блэкмор уже не торт… При этом никто не уточнит, что это его личная позиция, соответствующая кругу его интересов и возможностей; а всё выходящее за пределы его попросту не интересует, поскольку не его это музыка. И уж конечно никто не признается, что он просто чего-то не догоняет. Нет, как правило, 100-пудовая уверенность, что всё это плохо, слабо, никуда не годится.
Вот в качестве противоядия от столь ограниченного зазнайства и призвана служить теория рок-эонов, а также – как уже говорилось – в навигаторских целях. Это вовсе не развешивание ярлыков – никакой однозначной схемы здесь быть не может, – но осмысление сути явлений, предметов и энергий. Не претендующее на истину в последней инстанции свободное размышление.
Итак, каждый эон – это характерные для данного времени энергетические импульсы, в результате чего появляются определенные музыкальные направления. Возьмём за эон 10-летие – хотя это и условно, но попадание получается феноменальное: 50-е – эпоха первоначального рок-н-ролла; 60-е – бит-музыка – и потом бурный всплеск с появление всего, что изначально называлось прогрессивным роком; 70-е – рафинированные стили хард-, арт-, джаз-рок, и под конец диско и панк; 80-е – электроника и новая волна, металл, а также начало инди, ворлд мюзик, ню-эйдж; 90-е – гранж, дез-дум-готик, блэк-метал, рэп, начало кислоты, рейв, индастриал; 2000-е, 2010-е – ………………….. Подчеркнём, что всё это не просто музыкальные стили и жанры – вот так просто захотелось играть именно в этом стиле – а соответствующие времени различные энергетические коды.
Но кроме разных поколений, есть ещё группы-долгожители, чьё творчество охватывает несколько рок-эонов, видоизменяясь в соответствии с ними. И вот на примере Deep Purple: ну как можно сравнивать, определять что лучше – «Machine Head» или «InFinite»? «In Rock» или «Bananas»? «Fireball» или «Now What?»? Никак нельзя! Поскольку это совершенно разные энергии, пространства, эоны. И даже не в том смысле, что когда-то они были молодыми, а ныне старые и дряхлые – нет, ныне они старые и мудрые, как в замечательной песне Эрика Вулфсона «Old & Wise». И попробуй сравни молодость и мудрость!
(продолжение следует)