Думаю, уже многие знают, что права, выданные в странах СНГ, действительны и в Евросоюзе, в том числе и в Польше. Посмотрите на Ваши права, если на них есть фото, ФИО и адрес проживания на английском языке – скорее всего, они вполне пригодны для найма автомобиля. Мои казахстанские права, выданные в далёком 2007 году, мне точно позволили три раза взять авто на прокат в Польше. Все поездки оставили приятный след в ворохе семейных воспоминаний.
Технически, всё достаточно просто.
Есть куча сайтов, где можно забронировать автомобиль заранее, обозначив дату, время и место получения и возврата авто. Здесь же необходимо указать, едут ли с Вами дети и их возраст, чтобы фирма могла предоставить кресло или бустер, в зависимости от возраста ребёнка. Пожалуй, главный минус, что Вы выбираете класс авто, а не его марку, модель или цвет. Например, на сайте Вам покажут картинку синего Volkswagen Polo, а реально получите белую Toyota Aygo или зелёный Seat Ibiza или другого их «одноклассника» в неожиданном цветовом исполнении несоответствующим Вашей душевной организации. Но тут же появляется и главный плюс – через интернет дешевле. Ещё один плюс – вы точно знаете сумму заказа, а также сумму, которую заблокируют на карте до конца поездки. Среди опций, например, может быть договорённость, что Вы едете за машиной не в аэропорт, а встречаетесь с представителем фирмы где-то в городе. За GPS и автомат придётся доплачивать отдельно. А также, если вы выезжаете за пределы территории страны, в которой берёте машину, придётся дополнительно доплатить за расширенную страховку.
Если Вы прилетели и хотите взять конкретный автомобиль на месте (фу, синий, да ещё и с ручной коробкой; поедем на красном с автоматом), будьте готовы к удорожанию сделки. Если Вам не дают авто, потому что сотрудникам не нравятся Ваши права, акцент или ещё что-то не нравится, просто идите к соседней стойке, к конкуренту привереды. Благо, в каждом аэропорту их десятки. Уверяю Вас, если с документами всё в порядке – автомобиль Вы обязательно найдёте. Пробег автомобиля в километрах, как правило, никак не ограничен. Ограничены Вы только количеством дней, за которое заплатили.
Из личных впечатлений: машины всегда были на высоте. В 2013 году это был Opel Astra, серебристый, строгий и с какой-то не очень мягкой коробкой. Хотя, может, я тоже привереда. В 2016 – уже упомянутый Seat Ibiza, после которой у женской половины нашей семьи появилась слабость к «маленьким зелёненьким машинкам». В 2017 году также был заказан самый недорогой вариант, который, по идее, с ручной коробкой, небольшим багажником и минимумом всего. Но это оказалась большая, пяти дверная, темно-коричневая, не побоюсь этого слова, шикарная KIA Ceed с автоматической коробкой передач и режимом экономии топлива. Это был действительно сюрприз, и был он приятным, примерно до слов: «А Пан умеет ездить с автоматом?» Машин с автоматической коробкой у меня ещё не было. Пришлось учиться на ходу со всеми вытекающими. Девушка-менеджер улыбалась, терпеливо объясняла и подбадривала, но за ручку над дверью держалась крепко.
Кстати, по-польски автомобиль – Samochód (самохуд) с ударением на «о».
Первое впечатление после выезда – «зашкаливает». Слишком много разметки, знаков, указателей, светофоров. Они несутся на встречу, подмигивают и сигнализируют. Проходит какое-то время, пока процесс «переваривания» дорожной ситуации приходит в норму.
Дороги в Польше хорошие, навигация работает исправно, полиция не досаждает, водители вежливые. Можно мчать по платному автобану под 140 км/час, а можно включить в гугле галочку «без платных дорог» и неспешно ехать экономя топливо, выбирая кафешку для обеда или место для селфи. Разумеется, на обычных дорогах выше риск попасть в пробку или в не совсем удачный объезд ремонтируемого участка или пристроится за каким-нибудь трактором при непрерывной сплошной слева. Но если отпуск, солнце светит, и все в сборе, то эти мелочи жизни вряд ли испортят общий настрой. Тем более, что при неудачном объезде на нас из леса прямо перед автомобилем выскочила лиса, а тащась за трактором можно пожевать мандарины и обсудить окрестности.
Берёте Вы машину с полным баком 95-го бензина, точно также нужно и вернуть. Состояние машины у меня никто не проверял, как и количество бензина в баке. Но я всегда возвращал машины, как было положено. В этот момент заблокированные средства на карточке практически сразу становятся доступными, а отпуск – окончившимся.
Но я все-равно всем советую хотя бы раз провести часть отпуска в незнакомой стране в арендованной машине, подальше от вашего рабочего компьютера. Хотя бы потому, что это красиво и правильно.