Имя Вилли Диксона (Willie Dixon) я впервые узнал с конвертов альбомов Led Zeppelin - шутка-ли, на первых двух альбомах группы аж четыре композиции этого музыканта. Учитывая то, что у самобытных цеппелинов каверы вообще можно пересчитать по пальцам - это безусловно знак качества. На первом альбоме затяжной тяжёлый блюз You Shook Me и блюзовый стандарт I Can't Quit You Baby, который прозвучал потом в посмертном альбоме Coda. На втором - зажигательная Bring It On Home. Ну и на Whole Lotta Love красуется фамилия Вилли, хотя скорее классической аранжировке цеппелины обязаны скорее Стиву Мэрриотту из Small Faces - я писал об этом в статье "Whole Lotta Love: от исходника к шедевру". А фамилия Диксон появилась там в результате спорного судебного разбирательства. Но оставим в стороне дрязги в мире шоу-бизнеса и вернёмся к Диксону.
Конечно меня заинтересовал чернокожий блюзмен, бывший кумиром самих Планта и Пейджа. Изучив вопрос, я обнаружил, что масса известных музыкантов хард-рока конца шестидесятых и начала семидесятых вовсю пользовались кладовыми дедушки Вилли, записав десятки каверов его композиций. Это более, чем удивительно, поскольку сам Диксон записал всего два альбома. Один в 1960 году, второй в 1970...
Вилли Диксон родился в 1915 году в штате Миссисипи в бедной крестьянской семье. Разумеется, как и большинство его современников с американского юга, Вилли работал в поле и пел по воскресеньям в церкви, имел проблемы с законом и пару раз сидел в тюрьме. В двадцать лет в поиске лучшей доли Вилли поехал в Чикаго, где организовал ансамбль Five Breezes и одновременно занимался боксом, став, между прочим, чемпионом штата Иллинойс по боксу. Нрав Вилли имел взрывной и неуравновешенный. Например в 1941 году пытался отказаться от американского гражданства, чтобы не служить в армии, за что опять загремел в тюрьму.
Однако музыкальные таланты Вилли были к тому времени уже оценены в Чикаго, группа стала более-менее популярной и через некоторое время (после отсидки) Вилли становится штатным инструменталистом лейбла Chess Records, а кроме того заведует отделом репертуара. Билли всю жизнь играл на контрабасе и в качестве сессионного музыканта записывается с Хаулином Вулфом, Мадди Уотерсом (они ровесники) и молодым тогда Бо Диддли. Всё это время Вилли продолжает сочинять собственные композиции и, собственно, взлёт его, как автора на короткое время случается благодаря тому, что ряд его песен берут в свой репертуар вышеперечисленные чернокожие блюзмены - всё это происходило в начале пятидесятых и до выхода на подмостки рока было ещё очень далеко.
Внезапный всплеск интереса к творчеству Вилли возник в середине шестидесятых, когда молодые рок-группы вдруг стали делать кавер-версии его старых блюзов. Надо сказать, блюзы Диксона отличались тем, что он упростил блюзовую гармонию в сторону шлягерности - можно сказать популяризировал, ускорил темп и был талантлив на простые мелодии. Особое внимание Диксон уделял припевам, они были запоминающимися и не сложными. Всё вместе позволяло без особых музыкальных навыков "держать зал". Одной из первых рок-групп, обратившихся к наследию Вилли были Роллинг Стоунз. Такая манера была абсолютно в их стиле середины шестидесятых, когда они и играть-то особо не умели ещё
Простые мелодии Вилли позволяли не только делать разнообразные зажигательные каверы, но и аранжировать исходники в самых разных стилях. Например стиль группы The Doors ведь сложно с чем-то спутать - и можно никогда и не догадаться, что один из хитов Джима Моррисона и компании, исполненный в характерной мрачной манере - Back Door Man - это песня Вилли Диксона
Во второй половине шестидесятых, когда собственно рок-н-ролл совершил качественный скачок, набрал фантазии, тяжести и мысли, рок-музыканты новой формации отнюдь не собирались отказываться от замечательного наследия чикагского контрабасиста и стали исполнять его композиции с удвоенной энергией. Среди коллективов, включивших песенки Диксона в свой репертуар - The Yardbirds, Canned Heat, Ten Years After, The Who и Cream.
Дальше - больше. Песня Вилли Hoochie Coochie Man вообще стала стандартом тяжёлого блюз-рока. Оригинал был написан Диксоном для Мадди Уотерса в 1954 году, а в конце шестидесятых и в семидесятые её взяли в обойму рок-группы совершенно разных стилей от Manfred Mann до Allman Brothers Band, Steppenwolf и Джими Хендрикса, а позже ещё и Motorhead. Песню исполняют в разных ритмах, с разной степенью тяжести. Основной рифф настолько прост, что знаком, наверное, каждому. Вот эта простота и позволяет делать композиции с бесконечной вариативностью. Можно поставить любой видеоролик, названных групп с этой композицией, чтобы продемонстрировать какое богатство аранжировок она предусматривает. Но я поставлю видео с ... Чаком Берри, ибо он и послужил тем мостиком между началом пятидесятых и второй половиной шестидесятых, благодаря которому творения блюзменов середины столетия проникли в его вторую половину
Всё дело в том, что будучи практически штатным автором Мадди Уотерса, Диксон был не чужд новаторским затеям молодых прото-рокеров конца пятидесятых и с удовольствием с ними записывался в качестве сессионного музыканта. Чак Берри и Бо Диддли - из них самые известные. Ещё один, и ещё более молодой это слегка подзабытый Джонни Винтер был стал чуть-ли не крёстным сыном Вилли Диксона. Его первый успех связывают именно с Вилли.
Во второй половине семидесятых эстафету перехватили рок-музыканты новой формации - Aerosmith и Стиви Рэй Вон с удовольствием делали каверы на Диксона, не говоря уже о ветеранах, выступавших теперь сольно - Клэптон и Джефф Бек. В восьмидесятые и девяностые дело Диксона продолжили The Black Crowes - ну и так далее.
Сам Вилли ушёл из жизни в 1992 году незадолго до этого отсудив у Лед Зеппелин право именоваться в соавторах их мега-хита Whole Lotta Love. С Led Zeppelin я статью и начинал, ими и закончу.