Найти тему

Почему школьники не торопятся с выбором профессии: разбираемся и помогаем

Многие выпускники школ, совершая выбор будущей профессии, не осознают собственные трудовые предпочтения и не понимают специфику различных специальностей. Почему так происходит и как помочь? Разбираемся.

Федеральная служба государственной статистики в 2016 году провела выборочное наблюдение трудоустройства выпускников образовательных организаций. Согласно данным исследования, более 30% выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования работают не по специальности, а в отдельных профессиональных группах этот показатель составляет более 70%. Статистика говорит о количественном и качественном дисбалансе на рынке труда. Причин много, начиная от сложностей в сфере управления образовательной деятельностью и заканчивая проблемой понимания молодыми людьми изменений на рынке труда.

Это непонимание рождается еще на этапе обучения в школе, когда родительский вопрос «кем хочешь стать» превращается в изучение вузов и программ обучения. Выбор важный и сложный — нужно ориентироваться среди многочисленных образовательных организаций, понимать перспективы трудоустройства по интересующим профессиям, собственные таланты и предпочтения, учесть советы и пожелания родителей или даже решить с ними конфликт, в случае расхождения мнений.

Какое представление о рынке труда имеют учащиеся старшего школьного возраста и их родители? Каково влияние семьи в этот период? На что следует обратить внимание родителям и ребенку при выборе профессии?

Чтобы разобраться, компания «Нетрика» и «Информационно-методический центр» Московского района Санкт-Петербурга провели анкетирование среди школьников 9 – 11 классов. В исследовании приняли участие более 1000 учащихся школ Московского района Санкт-Петербурга.

По результатам опроса только 25% девятиклассников сообщили, что выбрали будущую отрасль профессиональной деятельности. Аналогичный ответ дали 35% учащихся старших классов.

-2

Такая статистика отчасти является объяснением низких показателей работы по специальности, полученными Федеральной службой государственной статистики – школьники не торопятся с выбором профессии, делают ответственный шаг в последний момент не вполне осознанно или перекладывают ответственность на родителей. Есть и другие причины малой доли определившихся: несовершенные формы работы по профориентации школьников, слабый уровень мотивации у учащихся к прохождению профессиональных проб.

Сложность выбора увеличивают различные факторы: школьникам тяжело сориентироваться в большом количестве образовательных программ и разных вариациях по профилям, предлагаемым вузами. Кроме того, часто перечень предметов по выбору в школах довольно узкий – у учащихся нет возможности обучаться дисциплинам, которые помогли бы им сформировать полезные для будущей профессии навыки и подготовиться к поступлению в вузы.

На вопрос «что необходимо учитывать при выборе профессии» участникам опроса предлагались следующие варианты ответов: возможности карьерного роста, интерес к профессии, способности к данной профессии, востребованность на рынке труда, условия труда, мнение родителей, уровень заработной платы. Большая часть респондентов выбрала несколько вариантов ответов. Интересно, что 12% опрошенных при выборе будущей профессии ориентируются на «мнение родителей», из которых 1% учащихся – исключительно на мнение родителей, остальные – совмещают данный ответ с другими. При этом каждый третий из опрошенных с выбором родителей не согласен.

Факт парадоксальный, но совершенно не удивительный. Часты случаи, когда родители возлагают на ребенка надежды на продолжение профессиональной династии, а ребенок склонен выбрать другое направление для построения будущей карьеры. Сложно сказать об эффективности или неэффективности последствий выбора профессии в угоду родителям, но статистика не на стороне приверженцев династий: от 30% до 50% выпускников организаций профессионального образования, а также молодых специалистов кардинально меняют профессию.

-3

Возможно, это связано с тем, что лишь 23% респондентов в качестве главного определяющего фактора в выборе будущей профессии назвали индивидуальный интерес и способности в сочетании с иными вариантами ответов. Помимо этого, данные анкетирования показали, что дети в определенный возрастной период выбирают те профессии, с которыми соприкасаются в реальной жизни. И родители, и школьники легко обсуждают перспективы получения специальности врача, повара, психолога, педагога, в то время как программы обучения «менеджмент», «государственное и муниципальное управление» или «управление проектами» вызывают непонимание профессий и сути работы в этих областях. Низкий процент осведомленности среди школьников показали профессии агронома, аудитора, физиотерапевта, логиста и многих других.

Участие родителей важно не только для осуществляющего выбора профессии, но и в построении траектории профессионального развития ребенка. Это включает совместное посещение образовательных организаций, поиск дополнительных программ обучения, погружение в предпрофессиональную область, участие в мастер-классах и деловых играх.

Как правило, решение о выборе профессии принимается психологически безболезненно в тех семьях, в которых между родителями и ребенком существует устойчивый, полноценный диалог, где отношения сформировались на основании не абсолютного послушания, а взаимного уважения. В это случае главная рекомендация родителям в период выбора профессии ребенка – обсуждать с ним специальности, их характеристики, компетенции, необходимые для этих профессий, выбор программ обучения, а также качество образования, которые дают образовательные организации.

-4

В период предпрофильной ориентации школьникам и их родителям помогут профессиональные советчики — тьюторы, специалисты при образовательных организациях. Некоторые из них работают онлайн и называют себя «сетевыми тьюторами». Это наставники, которые проводят профориентационные мероприятия в форме групповых тренингов и индивидуальных консультаций для школьников и их родителей. Задача тьютора – оказать поддержку семье в период выбора пути профессионального развития ребенка, помочь школьнику понять свои сильные стороны и таланты. Работа наставника состоит в том, чтобы в процессе диалога совместными усилиями построить траекторию профессионального развития ребенка.

Образовательные организации, а также многие крупные компании периодически проводят дни открытых дверей, мастер-классы, хакатоны и конференции для школьников. На этих мероприятиях представители образования и бизнеса делятся последними новостями рынка: презентуют программы обучения и новые профессии, предлагают познакомиться с востребованными на рынке специальностями с помощью деловых игр, проводят экскурсии на предприятиях, рассказывают о работе компаний. Для детей это отличная возможность узнать действительно полезную информацию, «примерить» профессии на себя, задать интересующие вопросы экспертам.

Сейчас существует множество возможностей получить актуальную информацию о рынке труда, специальные наставники при образовательных учреждениях готовы помочь в процессе профориентации. Но нельзя забывать, что ребенку важна поддержка близких. Поэтому родителям и ребенку предстоит совместно изучать быстро меняющийся мир образования и рынок труда, разбираться в многообразии новых специальностей. Многих из них не существовало еще пять лет назад, а теперь новые профессии появляются все чаще. Предстоит разбираться, где можно получить качественное образование для так называемых «профессий будущего». Изучение и выбор профессии должны быть совместной деятельностью, сосредоточенной вокруг личности ребенка. Родителям потребуется много мудрости для обсуждений и согласований, совместной оценки предстоящих рисков и перспектив.

Быстрова Наталья

эксперт направления «Образование» компании «Нетрика»

-5

Олефир Людмила

методист ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга