Сегодня интерес детей к различного рода гаджетам и техническим новинкам носит больше развлекательный, нежели исследовательский характер. Исполнительный директор и соучредитель проекта TechXploration Патрик Персон (Patrick Person) считает подобное положение дел серьезным фундаментальным препятствием на пути к развитию технического творчества. По его словам, дети видят продукт, но не видят, кто его сделал, а именно инженеров. Современные дети прекрасно знают, кто такие переводчики или юристы, но далеко не каждый ребенок знаком с профессией инженера. Именно поэтому Персон задался целью изменить такое положение вещей, создав проект Kids that Code, который позволяет не только знакомить детей со сложными концепциями, но и донести до них мысль, что инженер - это человек, у которого рождаются в голове новые идеи и поэтому он способен изобретать.
Естественно, возникает вопрос, а насколько система образования и воспитания детей в нашей стране соответствует тем вызовам, который привносит формирующийся на наших глазах новый технологический уклад? Начнем с того, что в России индустрия детского творчества в области новых технологий ограничивается технопарками и кружками по робототехнике с помощью комплектов Lego. Обучение в многочисленных кружках по программированию часто не идет дальше придумывания стикера для мессенджера, монтажа простенького клипа для youtube-канала, создания компьютерной игры на уже готовом игровом движке. Приобретаются лишь навыки, которые являются данью модным тенденциям сегодняшнего, а не завтрашнего дня.
Более того, даже если в кружках и секциях по робототехнике и учат программировать, это умение еще не гарантирует ребенку успеха в будущем. Необходимы более глубокие и системные знания. Мы не знаем, какие технологии будут востребованы через 20 лет, не говоря уже о том, какие языки программирования будут использоваться в дальнейшем. Проблема в том, что детей учат быть не исследователями и разработчиками, а, в лучшем случае, продвинутыми потребителями. Как сказал создатель казанского Дома занимательной науки техники Дмитрий Иванов, «мы дожили до того момента, когда мальчишки не знают, как делается бумажный самолетик ...».
В свою очередь, российская модель образования также не производит исследователей, не делает упор на инновации, не обращает внимание на более фундаментальные знания, которые направлены на формирование более широкого взгляда на алгоритмы, на поиск и анализ логических связей. В итоге в эпоху технологий, которые развиваются даже не каждый день, а каждый час, мы готовим детей к уже прошедшей, несуществующей реальности.
Есть ли в такой ситуации смысл возрождать престиж профессии инженера и интерес к ней? Тем более, что Россия, мягко выражаясь, сейчас не входит в чисто наиболее технологически продвинутых стран. Мы продолжаем ввозить импортное оборудование, а аварии в космической сфере стали едва ли не обыденным явлением. Складывается ощущение, что у страны, по крайней мере, не на словах, а на деле, воспитание у детей любви к техническому творчеству и развитие современных технологий уже не является значимым приоритетом.
Естественно, что подрастающее поколение прекрасно все это чувствует. Поэтому одним детям проще и увлекательней воспринимать в качестве символа успеха популярность ведущей «Дома-2» и «звезды Инстаграма» Ольги Бузовой, а другим - мечтать о работе в ФСБ, «Газпроме» или Госдуме. Сами же родители, как показал недавний опрос ВЦИОМ, наиболее подходящей для своих детей считают профессию не инженера, а госслужащего, военного, бизнесмена.