Чрезмерное увлечение гаджетами может плохо сказаться на умственных способностях, предупреждают учёные. Исследования выявили связь между количеством времени, проведённым с компьютерами, планшетами и смартфонами, и изменениями в мозге.
Оказалось, что в подростковом возрасте, самом благоприятном для обучения, у молодых людей, как установили учёные из Лейденского университета в Голландии, в этот период повышается активность так называемого "полосатого тела", анатомической структуры, которая участвует в работе системы вознаграждения головного мозга, и обучение идёт более эффективно. В ходе исследования выяснилось, что результаты были гораздо хуже у тех, кто проводит очень большое количество времени перед смартфонами и планшетами, нежели у тех, кто ограничивает себя во времени. Кто ещё находится в группе риска?
На связи со студией "Радио России" ведущий научный сотрудник лаборатории электромагнитных излучений НИИ медицины труда Нина
Рубцова.
Всегда говорят о чрезмерном увлечении гаджетами. Но есть вопрос: чрезмерное – это сколько?
Ещё в конце прошлого века, был разработан первый официальный гигиенический норматив по пользованию персональными электронно-вычислительными машинами. Ведь с ПЭВМ всё начиналось. Так вот, там были установлены допустимые временные интервалы работы за этими устройствами, которые не будут вызывать значимых нарушений состояния здоровья и детей, и подростков, и даже взрослых пользователей. Ведь что такое "работа с гаджетом"? Это зрительное напряжение. Это полное отключение от окружающего мира тоже, особенно у современной молодёжи, которая воткнула наушники и идёт слепая и глухая, ничего не замечая.
Чрезмерное увлечение гаджетами приводит к преждевременному истончению прифронтальной коры головного мозга, которая связана с вниманием, когнитивной деятельностью и моторикой. Насколько это серьёзное заявление?
Это в принципе очень серьёзное заявление, но это одно исследование из большого их числа. Даже у нас в стране была проведена одна из работ, которая касалась пользования мобильными телефонами детьми. Правда, когда мобильного телефона не было у каждого ребёнка, а было только у 0,3 % детей. Тогда провели исследование на детях, которые пользовались мобильными телефонами, и на детях, которые не пользовались мобильными телефонами. И обнаружилось, что у тех, кто пользуется мобильными телефонами, возникает нарушение слухового восприятия. Именно со стороны уха, к которому прикладывается мобильный телефон. Дети слышат, но не понимают. Таковы были результаты отечественного исследования.
А с чем это связано?
Это связано в первую очередь с излучением от мобильных телефонов. А здесь – изменение концентрации внимания. Это зашоренность, отсутствие разностороннего восприятия действительности. Это ограничение когнитивных способностей.
Какой можно дать совет миллионам слушателей, которые позволяют своим детям бесконтрольно находиться в виртуальной реальности, в играх, в компьютере, в смартфонах и планшетах? Что делать? Как спасать детей? И надо ли это вообще делать?
Это нужно делать обязательно, иначе мы придём к вырождающейся популяции людей.
А как это сделать? Как ребёнка заставить уйти от компьютера или отложить смартфон?
Извините, но с ребёнком нужно заниматься, а не бросать его в одиночестве в окружении гаджетов. Это первое. Второе. Недаром у нас говорят о здоровом образе жизни, о спортивной подготовке, о том, что человек должен быть разносторонне развитым. И от этого никуда не деться. Плюс ко всему, мобильные телефоны и любые другие гаджеты – это источники электромагнитных полей, которые не обладают позитивным действием, когда они используются круглосуточно. Не надо спать с гаджетами в обнимку. И есть ещё такая вещь: у взрослых пользователей даже от обычного компьютера развивается компьютерный зрительный синдром. Это уже патология, а стране нужно здоровое поколение.
А куда деться без всего этого в наш современный век?
Значит, должно быть ограничение по времени пользования. Запирать гаджеты на ключ.
А что если по работе требуется по десять часов пялиться в монитор?
Должен соблюдаться режим труда и отдыха. Просидел 45 минут, встал, немного размялся и даже сделал упражнение для глаз. Посмотрел вверх-вниз, направо-налево. Глазам достаточно три минуты отдыха.