Несколько лет назад во время учебного года, где-то в ноябре, пришли к нам в школу родители устраивать ребёнка. Вернее, пришли 2 мужчины. Как потом оказалось, папа и дядя ученика. И были они цыгане.
Для кого-то в этом ничего необычного нет, в соседнем районе есть целые цыганские микрорайоны, и школа там на 70% состоит из цыган (им даже все проверяющие сочувствуют). Но у нас цыгане не учились очень давно.
Пришли они без документов на ребёнка. В смысле без личного дела. Сказали, что потом съездят и заберут (Краснодарский край). Но мы принять обязаны, поэтому и приняли, поверив на слово, во второй класс. Только я взял все координаты и данные родителя, чтобы вызвать, если ребёнок не потянет.
Через некоторое время спрашиваю у учителя 2-го класса, как там новенький. Говорит, что всё нормально, даже хорошо; программу знает, от «наших» не отстаёт и даже уже обгоняет. И вообще вполне хороший ученик. Ну не отстаёт, и ладно. Начальные классы всегда немного особняком держатся, поэтому особого внимания я на этого мальчика не обращал. Родителей тоже больше тревожить не пришлось.
А весной они уехали. Также неожиданно, как приехали: ни заявления, ни координат. Кое-как сумел оформить исключение ребёнка.
Но это не конец истории. В прошлом учебном году, как всегда, в ноябре, опять появляется эта семья. Пришли зачислять этого же ребёнка в 6 класс и ещё одного в 3-ий. Опять без документов. Взяли.
Теперь этот 6-классник уже был на виду, и, честно говоря, удивлял. Учился (как и брат) хорошо, без троек, даже пятёрок было больше. К поведению – никаких претензий, очень воспитанный, деликатный, развитый ребёнок. Активно участвовал и в праздниках, и даже на олимпиаду успел съездить, ещё на какие-то мероприятия. Короче говоря, радовал по всем направлениям.
Почему для меня это было удивительно? Просто я помню, как цыгане учились в моё время и конкретно в моём классе. Это было что-то невозможное. Никакой учёбы, поведение было тоже просто неуправляемое. По 2 года в каждом классе сидели. Я вообще не помню, чтобы кто-то из них до экзаменов добрался. Да и сейчас от школ, где цыгане учатся, хорошего мало слышу.
А мальчишки хорошо учились при том, что почти каждый год вот так «кочевали» по разным регионам. А если бы в одной школе всё время, да позаниматься с ними как следует?
Вот поэтому и были для меня эти ребята «необычными». Мы уже стали «строить планы» на них: конкурсы, исследования, самодеятельность… Хотели отправить на «Живую классику»: у него, правда, здорово рассказывать получалось.
Но в апреле они уехали. Традиционно - без заявления. Обещали весной вернуться.
Не вернулись.
P.S. Никакими рассовыми и нациоаналистическими предрассудками на страдаю. Этот момент прошу не обсуждать.
Ну и как не вспомнить Яшку: