Найти тему
Николай Цискаридзе

Балет «Золушка» Жана-Кристофа Майо

Сегодня я вновь обращаюсь к творчеству Жана-Кристофа Майо. Я уже рассказывал о балете «Сон» на бессмертное произведение Шекспира «Сон в летнюю ночь», а сегодня хочу рассказать вам о балете на музыку Сергея Прокофьева «Золушка».

История «Золушки» удивительна и прекрасна. После триумфа «Ромео и Джульетты» в Мариинском театре Сергей Сергеевич Прокофьев спросил главную исполнительницу и музу этого спектакля Галину Сергеевну Уланову, какую бы она хотела следующую роль. Галина Сергеевна сказала: «Я бы хотела станцевать снегурочку». Тогда Прокофьев ей сказал: «Вы знаете, я не буду состязаться с Римским-Корсаковым», и предложил написать «Золушку». Ей в посвящение, ей в дар была написана эта замечательная партитура, которая была поставлена в победной Москве.

Это была первая постановка в Советском Союзе, которая была осуществлена после Второй Мировой войны и являлась очень знаковым спектаклем, потому что это было торжество добра над злом.

С того момента и не только в Советском Союзе, но и вообще по миру стало появляться очень-очень много версий на эту партитуру. К сожалению, каждый ставил, как хотел, перекраивая и сюжет, и партитуру, и смысл того, о чем писал Прокофьев.

-2

Эта партитура для меня очень трагична и очень сложна по одной простой причине: потому что там, в сказке, есть такое количество грусти, трагизма, боли, что очень часто весь драматизм заслоняет тот прекрасный, милый сюжет, на который написана эта партитура.

Допустим, тема времени, которую так удивительно создал Прокофьев, очень часто разными балетмейстерами используется по-разному и предъявляется совсем странным образом. Тема времен года, тема сказки и тема мечты тоже варьируется разными балетмейстерами по-разному.

Конечно, те две классические версии, которые существовали в Советском Союзе – это балет Захарова в Большом театре и балет Сергеева в Мариинском театре – это две основные, главные версии.

-3

Спектакль Жана-Кристофа Майо очень сильно отличается от того, о чем писал свою партитуру Прокофьев, и от того, о чем писал когда-то сказку Шарль Перро. Это достаточно сложный психологический триллер с разными удивительными вплетениями, придумками, во многом фрейдистскими какими-то мотивами, со спорами, с какими-то противоречиями, с постоянной перекличкой потустороннего мира с реальным. Вот об этом этот спектакль.

Начинается он с увертюры, таким любовным дуэтом родителей Золушки. Что интересно, в дальнейшем исполнительница – мама Золушки - превращается в фею и дальше она очень часто, с отцом, появляется по ходу спектакля, как бы показывая мир идеального, к которому стремится главная героиня и который, судя по всему, для нее недостижим.

Кульминацией этого спектакля является такой двойной дуэт, дуэт Золушки с принцем, на фоне которого также присутствует дуэт родителей Золушки. Танцовщики делают одни и те же движения, но одна пара это делает абсолютно лирично и изображая наивысшую степень любви; другая пара изображает такое саркастическое притирание друг к другу. Этот очень интересный ход показывает, как один и тот же текст можно параллельно прочитать по-разному.

-4

Есть очень много версий этого спектакля, и я уверен, что на эту потрясающую музыку спектакль будет создаваться еще неоднократно – и каждый будет прочитывать по-разному. Удивительно одно: что все хотят почему-то переделать сюжет, уйти от сказочности, вот это меня всегда очень удивляет.

Очень интересна, конечно, в каждой редакции, которая создавалась на протяжении всего этого времени – это роли мачехи и двух вредных сестер. Каждый балетмейстер придумывал какой-то свой ход. Кто-то отдавал их полностью мужчинам, кто-то наоборот отдавал их очень хорошим танцовщицам, конкуренткам главной героини по сцене, кто-то делал их комическими персонажами, показывающими абсолютный шарж на типаж женщины или балерины или вообще какого-либо существа женского пола.

-5

Каждый раз, обращаясь к этой партитуре, балетмейстер видит в ней что-то свое. Но никогда не надо забывать, что музыка Сергея Сергеевича Прокофьева настолько плотно держит свой драматизм и свою структуру, она беспощадна к хореографии, к сожалению, и очень часто переигрывает хореографа.

Здесь надо отдать должное гению Прокофьева, который настолько четко понимал структуру балетного театра, ведь он написал не одну партитуру для балета, что каждый раз, создавая видение того или иного сюжета, он всегда строил очень четкую схему, по которой ему хотелось бы, чтобы дальше работали.

Вот такой удивительный и интересный спектакль. Спектакль, который показывался в разных частях света. Имел как очень много доброжелателей и поклонников, так и очень много хулителей. Поэтому мне кажется, что это очень интересно посмотреть еще раз, как можно воплотить гениальную музыку Прокофьева на балетной сцене.

-6

Очень интересно  отметить, что труппа полностью состоит из танцовщиков, которые, конечно, имеют классическую базу, но уже очень много лет исполняя хореографию одного и того же балетмейстера, являются таким идеальным инструментом для него. Это всегда присуще всем авторским труппам.

Но, конечно, главной звездой в этом спектакле, как и в любой другой авторской труппе, является сам балетмейстер, сам автор – Жан-Кристоф Майо.