Выбирать жену для цесаревича – дело непростое и нелегкое. Но коль императрица приказала, то приказ – есть приказ и ослушаться никак нельзя. Вот и отправился бравый генерал-майор, будущий министр иностранных дел барон Андрей Яковлевич фон Будберг в путь по иноземным странам-государствам в поисках подходящей партии. Объехал многие европейские аристократические правящие семьи, составляя каталог невест и досье на них и их родителей.
Да приключилась беда: захворал в дороге генерал. Остановился на лечение в Кобурге, а тут ему знакомый и присоветовал посмотреть на принцесс тамошних из герцогской династии Саксен-Кобург-Заальфельдского.
Все три девушки подходили по возрасту цесаревичу и такими милашками оказались! Да в плюс к этому были они хорошо образованными и воспитанными, к тому же и фамилии знатной. Императрица Екатерина II вмиг одобрила выбор и пригласила герцогиню с дочками в Петербург погостить, ну и на смотрины, конечно.
Цесаревич Константин, второй по старшинству сын наследника престола Павла, еще не вышел из пубертатного возраста: было ему что-то около 17 лет. Жениться он совсем не хотел, но бабушке перечить не смел: сказано – пора жениться, значит, пора.
Императрица поступила очень демократично: разрешила самому выбрать себе жену из трех принцесс. Константин выбрал самую младшую Юлианну-Генриетту. Ей уже почти 15 исполнилось – вполне себе подходящий возраст для брака.
2 февраля 1796 года невеста приняла православие, и дали ей новое имя Анна Федоровна. А через 2 недели и обвенчали молодых. Чего тянуть-то? Екатерина II была уже в летах и как будто бы чувствовала приближение неизбежного: в ноябре того же года она скончалась.
Жизнь у молодых как-то сразу не сложилась. Константин рос избалованным ребенком, не знал ни в чем отказа, привык делать только то, что сам хотел. А после смерти бабушки так и вовсе осмелел: никто ему не указ. Свадьба-женитьба ему была не нужна, а виноватой оказалась молодая жена.
Анна Федоровна ждала от мужа ласки и любви, но он вымещал на ней свое плохое настроение: был груб, неучтив, оскорбителен. Придворные в кулуарах шептались, что однажды Константин посадил свою жену на одну огромную декоративную вазу во дворце и стал стрелять по ней.
Все жалели Анну Федоровну, но помочь не могли. В другой раз утром привел под ее окна барабанщиков и приказал играть. Юная княгиня со сна перепугалась насмерть.
Миниатюрная и беззащитная великая княгиня не могла ни к кому обратиться за помощью: свекор император Павел I ее не любил, потому что сам был в натянутых отношениях со своей матерью Екатериной II, а ведь это она нашла невесту для Константина, не советуясь и не согласуясь с отцом цесаревича. И остальным до нее дела не было никакого. Подружилась только с Елизаветой, с супругой Александра, будущего императора.
Время шло. Анна Федоровна похорошела, расцвела. На нее стали заглядываться кавалеры. Даже Александр оказывал ей знаки внимания. Это еще больше настраивало Константина против жены: он так ревновал ее, что стал запрещать покидать их покои. А если она осмеливалась ослушаться, то, не обращая внимания на окружающих, грубо брал за руку и опять сажал под замок.
Анна Федоровна решила сбежать. Тут и повод нашелся: лечение на водах в Германии. Там она и объявила, что обратно в Россию не вернется. Но родители всполошились: как это так! Такой удар по их престижу и герцогской гордости! Стали причитать: А жить на что будешь? Своих капиталов нет, зависишь от императорского пособия!
Тут и из России пришел приказ-совет вернуться и не самовольничать. Намечались две свадьбы российских принцесс, и Анна Федоровна по протоколу была обязана на торжествах быть. Пришлось вернуться. А куда деваться-то?
Зато она сумела осуществить свой план после смерти свекра Павла I. На этот раз причиной отъезда в Германию стала болезнь матери Анны Федоровны герцогини Августы в 1801 году. А уж из Кобурга сообщила: «Все! Больше не приеду, и не уговаривайте!» Константин принял это без особого горя, так как у него следовали роман за романом, и жена тут ему не нужна была.
Император Александр I жалел невестку и был готов дать разрешение на расторжение брака. Но тут вмешалась и запретила развод свекровь Мария Федоровна. Она прекрасно знала о сумасбродном характере Константина и о его влюбчивости и опасалась, что тот без позволения обвенчается с какой-нибудь вертихвосткой – искательницей приключений.
И только в 1820 году Святейший Синод принял решение брак расторгнуть. Анна Федоровна получила свободу. Но и без развода она жила неплохо. Ее дом был открыт для приемов. Здесь собирались музыканты, дипломаты, аристократы и прочая знать.
Княгиня была так мила и сердечна, что общество не осудило ее развод. Напротив, ей сочувствовали и прекрасно были осведомлены о замужних мытарствах Анны Федоровны, хотя официальной причиной развода было объявлено ее слабое здоровье.
У Анны Федоровны были амурные дела, но замуж выходить она наотрез отказывалась. Родила внебрачных сына и дочь. Герцог Эрнст Саксен-Кобург-Саарфельд, брат Анны Федоровны, наградил ее сына дворянским титулом. А девочке, во избежание скандала, дал свое имя француз Жан д’Обер, близкий знакомый княгини .
На 79-м году жизни (в 1860 г.) великая княгиня Анна Федоровна скончалась от инсульта. Но она была свободна от ненавистных брачных уз и пережила своего бывшего мужа почти на 30 лет. На ее могильной плите не указали, что похоронена здесь Великая княгиня Российской империи.
Не сочтите за труд: подпишитесь на канал, поставьте лайк и сделайте репост в соц. сети
Примечание. Все иллюстрации взяты из сети и принадлежат их владельцам.