Найти в Дзене
Самообразование

Теперь вы сможете выучить что угодно без зубрёжки

Помню, как учась в школе делал домашние задания. Формулы, стихи, даты, теоремы и многое другое часто просили выучить наизусть. Одна из моих учительниц любила говорить: «Ребята, выучите так, чтобы от зубов отлетало как Отче наш». Честно сказать, тогда даже не знал, что Отче наш это молитва и текст её тоже не знал. Но одно я понимал, что речь идёт о повторении материала до такой степени, что если даже ночью разбудят и спросят, например: «Что такое амфибрахий?», то ответил бы без запинки. Даже лозунг, висевший перед входом в школу, «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» для меня звучал как «Зубрить, зубрить и ещё раз зубрить!». И, надо сказать, иногда мне это даже удавалось, когда было достаточно времени и желания зубрить до такой степени. Этому можно было бы радоваться, вот только по прошествии уже нескольких недель восстановить по памяти зазубренное было почти не реально, как только я не силился это сделать. Вы можете продолжить стихи: «Огонь рябины красной …» или «Мой дядя самых честн

Помню, как учась в школе делал домашние задания. Формулы, стихи, даты, теоремы и многое другое часто просили выучить наизусть. Одна из моих учительниц любила говорить: «Ребята, выучите так, чтобы от зубов отлетало как Отче наш». Честно сказать, тогда даже не знал, что Отче наш это молитва и текст её тоже не знал. Но одно я понимал, что речь идёт о повторении материала до такой степени, что если даже ночью разбудят и спросят, например: «Что такое амфибрахий?», то ответил бы без запинки.

Даже лозунг, висевший перед входом в школу, «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» для меня звучал как «Зубрить, зубрить и ещё раз зубрить!». И, надо сказать, иногда мне это даже удавалось, когда было достаточно времени и желания зубрить до такой степени. Этому можно было бы радоваться, вот только по прошествии уже нескольких недель восстановить по памяти зазубренное было почти не реально, как только я не силился это сделать.

-2

Вы можете продолжить стихи: «Огонь рябины красной …» или «Мой дядя самых честных правил …»? До конца можете вспомнить эти стихи? Если да, то я по белому вам завидую врожденным особенностям вашей памяти. Но, я, как и многие, дальше первого абаза точно не вспомню. Почему так происходит и как сделать так, чтобы не тратить часы на зубрёжку и запомнить надолго? Давайте вместе разберёмся.


Начнём мы не с запоминания, а с забывания, как бы это парадоксально не звучало.


И тут основное, что нам нужно знать известно ещё с 19 века. Немецкий психолог Герман Эббингауз ещё в 1885 году провёл эксперимент, в ходе которого использовался метод заучивания бессмысленных слогов, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций, чтобы исключить запоминание образов.

-3

В ходе эксперимента было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идёт сначала стремительными темпами. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через 10 часов после заучивания в памяти остаётся всего 35 % от изученного. Далее процесс забывания идёт медленно, и через 6 дней в памяти остаётся около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остаётся в памяти и через месяц. Таким образом, через неделю после зубрёжки большинство людей забывают 80% того, что выучили.


Так что зубрёжка не позволит выучить более 20% нужной информации.
Что же делать, чтобы запомнить больше информации и на дольше?


А вот тут к повторениям как «матери учения» нужно добавить ещё и «отца учения» так называемый спэйсинг-эффект. Это такой феномен, изученный в когнитивной психологии: знания хорошо закрепляются только если повторения разделены во времени. При этом важно, чтобы интервалы (промежутки времени) между повторениями увеличивались.

Рекомендации психологов по длительности интервалов разнятся. Мне больше понравились интервалы, предложенные Б. Салливаном и Х. Томпсоном:

· первое повторение — через 5 секунд

· второе повторение — через 25 секунд

· третье повторение — через 2 минуты

· четвёртое— через 10 минут

· затем через 1 час, через 5 часов, 1 день, 5 дней, 25 дней, 4 месяца, 2 года и т.д.

Данный вид учения называется интервальным и основан на припоминании. При таком подходе происходит периодическое припоминание информации, в процессе которого полученные знания наделяются новыми смыслами, интернируясь с уже имеющимися знаниями. Благодаря этому информация надолго запоминается в длительной памяти, а нейронные связи становятся столь крепкими, что информация извлекается легко в любое время.


Если хотите, чтобы ваша учёба изменилась, начинайте практиковать припоминание по интервалам в ближайшее время. Прямо сейчас запишите на видном месте или сделайте напоминание в календаре, чтобы не забыть. У вас будет велик соблазн пойти по привычному пути и при следующей необходимости что-то изучить вы можете на автомате снова прибегнуть к зубрёжке. Этому увы способствует кажущаяся эффективность зубрежки. Так что не забывайте.


Это не единственный метод для построения эффективной системы самообразования. Есть ещё различные мнемотехники, интерливинг, методы концентрации внимания и много другого, о чём были и будут посты на нашем канале. Так что не переключайтесь.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Мы во ВКонтакте и Facebook.