"Труднее всего учиться свободе. Людям.
Ещё в детском саду построенным в колонну.
И приученным дружно, воодушевлённо маршировать...
Патернализм - это наше всё.
Будем ходить на ненавистную работу. Просиживать штаны в конторах. Трудиться на "дядю". Замирать в развитии сразу после института - "а чему ещё учиться - диплом-то есть". Десятилетиями ждать пенсии. Тихо презирая себя, за напрасно и не там. Траченые годы.
В перерывах между трудовыми радениями кое-как, на бегу воспитывать детей. "Любить" супругов. "Помнить" про семью.
В выходные и отпуск ковыряться на шести сотках, пить "горькую", ругать правительство.
Постоянно чего-то ждать. От других.
Что поднимут зарплату, повысят на службе. Увеличат "минимум", вымоют в подъездах. Обучат, вылечат, укоротят, перевоспитают, подставят плечо, войдут в положение. Вовремя отпустят на пенсию. Не забудут в немощной старости.
И ничего в своей жизни не менять.
Не заниматься своим здоровьем, саморазвитием. Не беречь свою семью. Не трудиться над отношениями. Не разворачиваться любознательно к миру - "что там ещё нового, интересного, полезного придумали?" Не изничтожать собственные слабости и недостатки. Не взращивать самоуважение. Не быть примером. Не становиться всё выше и выше. С каждым днём.
Страшно. А, вдруг вообще ничего не получится.
Уж лучше, со всеми. Как все.
Плохо. Скушно. Стыдно.
Но, главное. Не долго..."
***
"...По горну вставать, по свистку купаться, под барабан строем шагать, под баян обедать... И если все это будешь делать хорошо, то в гробу будешь лежать под оркестр..." ("Утомлённые солнцем".)