Найти в Дзене

Метрополитены мира. Выпуск 45. Сан-Паулу

(c) The Photographer, CC BY-SA 4.0
(c) The Photographer, CC BY-SA 4.0

Несмотря на то, что Сан-Паулу не является столицей Бразилии, он по-прежнему удерживает позиции самого населённого города страны и даже континента. И, конечно, здесь есть метрополитен.

Про историю метрополитена в Сан-Паулу можно снимать бразильский сериал. Всё началось в 1879 году. Немецкий инженер Альберто Кульман переехал в Сан-Паулу из Рио-де-Жанейро. Избранный в Законодательную палату штата он предложил построить метро в городе, изнывающем от жары и пробок. Разработка проекта началась в 1888 году, но «сценаристам» надо было растянуть сюжет ещё серий на 200, поэтому инициативе Кульмана не суждено было стать реальностью. Впрочем, идея продолжала жить.

В 1906 году учёный Фелипе Антонио Гонсалвеш запросил у мэрии разрешение на строительство кольцевой железной дороги в центре Сан-Паулу. И всё бы получилось, но спустя десятки пылких обсуждений Городской совет счёл проект уж очень дорогостоящим.

(c) Surian, CC BY-SA 3.0
(c) Surian, CC BY-SA 3.0

Прошло 20 лет. Неожиданно о метро вспомнили благодаря инженеру Норману Уилсону. Он предложил интегрировать метрополитен в действующую трамвайную сеть, но мэрия уже планировала её закрытие и идею отвергли.

Следующее предложение о строительстве метро в Сан-Паулу исходило уже от правительства. В 1940-х годах мэр Престес Майя разработал транспортную сеть, аналогичную проекту Марио Лопеса Леана из Инженерного института Сан-Ваулу. Сеньор Леан, в свою очередь, выпустил монографию под названием «Метрополитен Сан-Паулу», в которой описал городское метро с радиальными линиями, объединёнными подземным кольцом. Оба проекта были отклонены, возможно, чтобы в сюжете появился новый герой – инженер Антонио Карлос Кордоса со своей мечтой перестроить железную дорогу Cantareira под метрополитен. Несбывшейся мечтой, как вы уже можете догадаться.

В 1948 году за метрополитен Сан-Паулу боролись французы и американцы, что ожидаемо, не воспринятые мэрией всерьёз. Но в 1966 году всё изменилось. Губернатор Адемар Перейра де Баррос создал государственную и муниципальную комиссии и выделил им бюджет на изучение вопросов о создании в Сан-Паулу метро. Потом был международный тендер, несколько лет строительства и долгожданное открытие Metropolitano de São Paulo, состоявшееся 14 сентября 1974 года.

(c) VitorBarbosa01, CC BY-SA 3.0
(c) VitorBarbosa01, CC BY-SA 3.0

Первая линия метро после значительного расширения связывает южные и северные районы. Другие линии пытаются охватить оставшуюся территорию города, впрочем, суммарного километража всё равно для многомиллионного Сан-Паулу недостаточно. За день на шести действующих линиях метро и интегрированных с ними семи путях городской железной дороги проезжает 4,5 миллиона пассажиров. Это один из самых загруженных метрополитенов Латинской Америки.

Чтобы успеть перевезти всех желающих, метро Сан-Паулу открывается в 4:40 утра и работает до полуночи, но в субботу – до часу ночи. Цена разового проезда – почти 80 рублей. Выгоднее пользоваться единым билетом за 70 рублей, по нему можно совершить четыре поездки – одну на метро и три на автобусе или электричке. Но есть и более интересные варианты передвижения по городу: обеспеченные бразильцы предпочитают метрополитену частные вертолёты, для них по всему Сан-Паулу действуют сотни посадочных площадок.

(c) Governo do Estado de São Paulo, CC BY 2.0
(c) Governo do Estado de São Paulo, CC BY 2.0

Конечно, вертолёты значительно экономят пассажирам время, но лишают их при этом возможности увидеть коллекцию современного искусства метро Сан-Паулу. С открытием станции “Sé” (пересадочный узел между синей и красной линиями) в метрополитене началась программа по созданию художественных галерей. Многочисленная экспозиция, раскинутая по всему метро, включает скульптуры Альфредо Ческиатти и Марсело Ницше, росписи Ренины Кац, Клаудио Тоцци и Марио Грубера. Эти художники стали первопроходцами проекта «Искусство в метро Сан-Паулу», официально учреждённого в 1988 году. Сейчас коллекция состоит из 91 произведения (фрески, инсталляции, панно, скульптуры), чтобы посмотреть каждое, нужно объехать 37 из 84 станций.

Скульптура на станции “Sé”, (с) MAURO CATEB on Flickr.com, All rights reserved
Скульптура на станции “Sé”, (с) MAURO CATEB on Flickr.com, All rights reserved

Традиционно собрали несколько особенностей метро Сан-Паулу:

· Метро в Сан-Паулу является первым и крупнейшим метрополитеном Бразилии.

· В метро работают туалеты – бесплатные для посещения, но в разном режиме: одни работают круглосуточно, другие с 5 или 6 утра до полуночи.

· Вторая линия метро в Сан-Паулу открылась в 1991 году, поезд проехал по пусковому участку “Paraíso – Consolação”, что в переводе с португальского значит «Рай» и «Утешение».

· Ещё одно интересное название станции – «Армения», её открыли в 1987 году и посвятили выходцам из Армении, проживающим поблизости.

· В метрополитене Сан-Паулу разрешён и приветствуется провоз велосипедов.

· В 2010 году метрополитен стал первым в регионе, где внедрили практику стеклянных дверей-ограждений на платформах.

· Также в 2010 году провели исследование и выяснили, что на каждом километре метро перевозилось 11,5 миллионов пассажиров.

· Цветовое обозначение линий появилось лишь в 2012 году: линия 1 стала синей, линия 2 – зелёной, линия 3 – красной, линия 4 – жёлтой, линия 5 – лиловой, а линия 15 (монорельс) – серебристой.

· Повторимся, это один из самых загруженных метрополитенов Латинской Америки.

(c) The Photographer, CC BY-SA 4.0
(c) The Photographer, CC BY-SA 4.0