Найти в Дзене
Древности нашей ойкумены

Откуда взялась и из чего состоит знаменитая коллекция Диргардта

"Керченская корона". Диадема из погребения в районе Керчи.  Конец IV - первая половина V вв. н.э.
"Керченская корона". Диадема из погребения в районе Керчи. Конец IV - первая половина V вв. н.э.

В берлинском Neues Museum с 19 октября 2017 до 29 сентября 2019 идет выставка "Die Krone von Kertsch Schätze aus Europas Frühzeit"/"Керченская корона. Сокровища ранней Европы". На самом деле, выставка - часть коллекции барона Иоганнеса фон Диргардта (Johannes von Diergardt), который лет 30 собирал предметы эпохи Великого переселения народов. Но в Берлине предметы из этого собрания последний раз экспонировались еще до Второй Мировой войны.

Золотой браслет с изображением двух кошачих, Афганистан или Таджикистан, I в. до н.э. - II век н.э.
Золотой браслет с изображением двух кошачих, Афганистан или Таджикистан, I в. до н.э. - II век н.э.
Золотая пряжка с изображением грифона с телом хищника, крыльями и хвостом павлина, место находки неизвестно,  VI - первая половина VII вв. н.э.
Золотая пряжка с изображением грифона с телом хищника, крыльями и хвостом павлина, место находки неизвестно, VI - первая половина VII вв. н.э.
Золотое кольцо в виде змеи, место находки неизвестно, 2 век до н.э.
Золотое кольцо в виде змеи, место находки неизвестно, 2 век до н.э.
Парные украшения в форме животных с красными камнями и маленькими золотыми шариками, Черноморский регион, IV-V в. н.э.
Парные украшения в форме животных с красными камнями и маленькими золотыми шариками, Черноморский регион, IV-V в. н.э.

После смерти барона в 1934 году Римско-Германский музей выкупил его коллекцию и теперь время от времени делает на ее основе временные выставки. Предыдущая громкая выставка называлась "Europa brennt – Kunst der Völkerwanderungszeit"/"Европа горит. Искусство эпохи Великого переселения народов".

-6

Собирал свою коллекцию Диргардт, если можно так выразиться, по-честному, покупая предметы в Европе у их владельцев. Например, вещи из Крыма он получил от А.Л. Мерля-де-Массоно, которого в начале XX века пригласили работать в Главный Массандровский виноподвал вместо Л. С. Голицына. Однако француза больше виноделия интересовали керченские антики, и он не только скупал их у местного населения, но еще и самостоятельно проводил раскопки. За несколько лет он собрал неплохую коллекцию, которую затем распродал в Европе. Вот из нее и происходят керченские сокровища в собрании барона Диргардта.

-7

Некоторые предметы Мерль-де-Массоно продал или подарил отдельным музеям Берлина, и они после войны остались, как трофей, в СССР.

-8
-9
-10

Кроме крымских артефактов, в коллекции Диргардта есть вещи из Италии, Германии, Франции, Испании (ювелирные изделия, оружие и украшения для одежды, керамика, стекло и т.п.)

-11

Сама кёльнская коллекция весьма многострадально провела Вторую Мировую войну: во время бомбардировок союзников Кельн был разрушен на 65 %, и музей стал жертвой пожаров, вызванных бомбежками. Часть коллекции безвозвратно погибла.

-13
-14
-15

Почему я сейчас пишу об этом собрании? Появилась новость: директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко заявил РИА Новости, что "старинная диадема "Корона Керчи", которая находится на выставке в Берлине, могла быть вывезена из Крыма во времена Великой Отечественной войны" (https://ria.ru/20181217/1548141605.html?fbclid=IwAR3-4_61EpxybZaA3SiskW2PAvpDB4-IJdSNjTYCLSsQU5RE8QL6OMLOMgw). Не верится, что информация, известная нам всем, незнакома профильному специалисту.

"Из Крыма было достаточно много вывезено артефактов, потому что во время Великой Отечественной войны происходил массовый грабеж музеев Крыма и очень многие вещи, не только из Керчи, но и других городов, оккупированных фашистами, могли оказаться в частных коллекциях", - сказал Майко.

Возможно, журналисты переиначили его слова, касавшиеся музеев Крыма в Великую Отечественную войну, совместив их с «Керченской короной», история появления которой в немецком музее не имеет никакого отношения ко Второй Мировой войне.

-16
-17