О великая буржуазная массовая культура, пути твои неисповедимы и удивительны!
Последние дни меня страшно увлекала эта история. Даже не с точки зрения музыки, а вообще как само явление, поэтому спешу поделиться ей с вами.
Вы, конечно, уже слышали раньше об этом жанре, но сейчас наверняка ошибетесь, когда прочтете где-нибудь «synthwave». Тот синтвейв, (также известный как techno-wave, synth-pop, electropunk, italo-disco и т.д.) о котором вспоминают большинство таких старперов как я, появился в конце 1970-х, начале 1980-х.
Жанр возник из новой волны, когда гитары сменились синтезаторами, и породил определенное количество громких имен, вроде Depeche Mode или Koto. Тогда волна синтезаторной музыки захлестывала дискотеки. Но сегодня мы поговорим о реинкарнации жанра, которая происходит в наши дни. И это потрясающее явление.
Что же такое современный synthwave?
Если сильно упростить, то современный synthwave это жанр, вдохновленный саундтреками 80-х. Вообще, синтвейв вдохновлен как фильмами, так и видеоиграми тех лет, во многом черпая вдохновение из музыки Джона Карпентера и фильмов Джона Хьюза (вспомните The Breakfast Club, например), особенно популярных в синтвейв культуре.
В итоге это все выросло в современную субкультуру с псевдовинтажными графикой, музыкой и видеороликами, которые распространяются сегодня через Инстаграм и Ютьюб. И то, что я встречаю в сети, во многом сделано с большой любовью и отличным пониманием материала, на котором это все базируется. Делориан в неоновом свете, несущийся в ночи посреди примитивного компьютерного ландшафта и все такое.
Но мы сосредоточимся в основном на музыке. Как и оригинальный жанр, сегодняшний synthwave имеет много имен. Некоторые из наиболее распространенных (помимо самого synthwave) - это outrun, retrowave, vapourware, futuresynth, chillwave.
Большинство из этих альтернативных имен делит «синт» на поджанры, и у каждого есть свой саунд. Например, outrun навеян гоночной игрой «Out Run» 1986 года и имеет тенденцию к более быстрым и бодрым композициям.
Формирование этого конкретного субжанра принято приписывать синтвейв артисту Kavinsky, чей альбом 2013 года под названием OutRun, как считается, положил ему начало.
Его настоящее имя Венсан Белорже, и этот француз один из самых известных исполнителей и популяризаторов жанра. Его трек Nightcall засветился в фильме «Драйв» и мгновенно стал хитом и вехой, когда популярность синтвейва начала расти.
Synthwave в более широком смысле впервые начал проявлять себя куда раньше, в начале 2000-х, в основном в качестве инструментальной музыки, очень похожей на саундтреки, которыми он вдохновлен. И до начала 2010-х жанр не был замечен широкой публикой, а с появлением того же Kavinsky ситуация начала меняться.
Фильм 2011 года «Драйв» с участием Райана Гослинга, вероятно, является первым по-настоящему массовым продуктом с использованием synthwave. «Драйв» был очень успешным фильмом, получившим награды и его сборы в пять раз превысили стоимость создания. Композиция Kavinsky, прозвучавшая в саундтреке моментально подняла волну популярности музыки подобного рода.
Затем синтезаторная музыка вернулась на большой экран в 2017 году в Blade Runner 2049 и в один из самых ̶о̶х̶у̶ ̶ ̶ ̶ ̶ ̶х̶ крупнейших телесериалов 2010-х - Stranger Things.
Хотя некоторые исполнители и издаются на звукозаписывающих лейблах, но большинство синтезаторной музыки выпускается самостоятельно. Bandcamp обычно используется для продажи музыки и разного мерча, а более популярные альбомы этого жанра можно встретить изданными ограниченными тиражами на виниле или аудиокассетах.
Одно из самых интересных явлений нового синтвейва это, конечно, видеоролики. Многие создают довольно забавные вещи, интерпретируя старые китчевые клише на новый лад и делая отсылки к известным фильмам. Напимер, вот вам отличный ностальгический ролик английской группы Gunship, который был спродюсирован вместе с самим Джоном Карпентером. Если вы дочитали до этого момента, то я почти не сомневаюсь, что вас вставит:
Gunship помимо музыки выделяют крутые видеоклипы и интересно оформленные носители. Например, первый их альбом на виниле был оформлен как пятидюймовая дискета и содержал кучу разных отсылок к фильмам и видеоиграм. На обратной стороне обложки этот релиз обозначен как «VOIGHT-KAMPFF COMPATIBLE» (ссылка на фильм «Бегущий по лезвию»).
Еще одно примечательное имя – Com Truise. В жизни Сет Хейли, американский электронный музыкант из Лос-Анжелеса. Работает в субжанре chillwave, который отличает более спокойная музыка. Сет вместе с Daft Punk участвовал в работе над саундтреком Tron: Legacy Reconfigured.
FM-84 – еще одна команда из Калифорнии. Создают отличный солнечный калифорнийский синти-поп.
Miami Nights 1984 – канадец Майкл Гловер, человек, который во многом создает облик жанра. Его ролики набирают десятки миллионов просмотров. А на созданном им лейбле Rosso Corsa Records, издается еще дюжина синтезаторных команд.
Удивительно, что при всем сегодняшнем многообразии какая-то часть поколения 20+ поняла, оценила и полюбила в общем-то аналоговый пласт массовой культуры, которому под 40 лет. Эти люди сегодня воспевают символы давно ушедшей, казалось бы, эпохи. И если в 80-х это было заигрыванием с будущим, когда аналоговыми средствами создавались «компьютерные» эффекты, то сегодня synthwave обретает вторую, по-настоящему цифровую жизнь.
Прошу вас отдать мне самое ценное – ваш лайк. И особенно прошу ̶п̶р̶о̶д̶а̶т̶ь̶ ̶м̶н̶е̶ ̶д̶у̶ш̶у̶ подписываться на канал и делиться моими публикациями в соцсетях. Так вы прослывете интересным и загадочным человеком, а я заработаю все деньги мира и завалю вас новыми рассказами о старом барахле, которое нас всех без конца манит.