Найти в Дзене

Приближается крупнейший кризис игровой индустрии?

Оглавление

Если вы хотя бы краем глаза следите за игровой индустрией в 2018-м, вы, так или иначе, обратили внимание на некоторые события (на первый взгляд не имеющие между собой никакой прямой связи), складывающиеся в довольно неприятную тенденцию, если посмотреть на них в более широком контексте.

Это и провалы крупных ААА проектов (таких как Battlefield 5 и Fallout 76), и финансовые неурядицы и крупнейшее за последние годы падение ценных бумаг крупных разработчиков (EA, Blizzard, Ubisoft), закрытие некоторых всеми любимых студий, отток разработчиков из Steam и, последнее, но не менее важно - банальный кризис свежих идей - о котором не говорил за последние годы только ленивый.

В данной статье хотелось бы просто предоставить вам некоторые факты, о которых вы можете порассуждать самостоятельно, а мои краткие и субъективные выводы о ситуации будут в конце статьи.

1. Общие тенденции и показатели

Индустрия продолжает расти и развиваться, к 2020 году ожидаемая стоимость составит около 90 миллиардов долларов, против 78.6 миллиардов долларов в 2017 году. Обратим внимание на следующий график:

Как мы видим из представленного графика, к 2019 году ожидается рост доли игр для мобильных платформ, что не может не настораживать.
Как мы видим из представленного графика, к 2019 году ожидается рост доли игр для мобильных платформ, что не может не настораживать.

Крупные игровые разработчики и издатели всегда следуют за деньгами и, в общем то, их довольно трудно упрекнуть в таком подходе. Разработка дорогущих ААА проектов - это прежде всего бизнес. Если ты не продолжаешь богатеть - значит твои деньги зарабатывает кто то другой. А для нас, простых смертных, это означает лишь одно - меньше идейных проектов от крупных компаний, больше казуальных проектов для широкой аудитории.

2. Краткий анализ рынка ценных бумаг

Предлагаю взглянуть на графики изменения стоимости ценных бумаг самых крупных разработчиков за последние 5 лет и сделать соответствующие выводы. Как говориться - без комментариев, но закономерность очевидна.

В примечании будут указаны наиболее известные проекты компании:

Разработчики Street Fighter, Residen Evil, Devil May Cry, Mega Man, Monster Hunter и др.
Разработчики Street Fighter, Residen Evil, Devil May Cry, Mega Man, Monster Hunter и др.
Разработчики Witcher 3, ожидаемой Cyberpunk 2077
Разработчики Witcher 3, ожидаемой Cyberpunk 2077
Разработчики консолей NES, SuperNES, Nintendo Switch и др. а также таких узнаваемых тайтлов как Mario, Metroid, The Legend of Zelda, Donkey Kong, Super Smash Bros и др.
Разработчики консолей NES, SuperNES, Nintendo Switch и др. а также таких узнаваемых тайтлов как Mario, Metroid, The Legend of Zelda, Donkey Kong, Super Smash Bros и др.
Разработчики/владельцы авторских прав на такие тайтлы как Battlefield, The Sims, Mass Effect, Titanfall, Dragon Age, FIFA, Need for Speed, Medal of Honor, Spore, Command and Conquer и др.
Разработчики/владельцы авторских прав на такие тайтлы как Battlefield, The Sims, Mass Effect, Titanfall, Dragon Age, FIFA, Need for Speed, Medal of Honor, Spore, Command and Conquer и др.
Разработчики серий Grand Theft Auto, Red Dead, Manhunt, Max Payne, (2K Games) BioShock, Civilization, Mafia, Borderlands и др.
Разработчики серий Grand Theft Auto, Red Dead, Manhunt, Max Payne, (2K Games) BioShock, Civilization, Mafia, Borderlands и др.
Разработчики серий Assassin's Creed, Far Cry, Tom Clancy's Rainbow Six, Splinter Cell, Watchdogs, The Crew и др.
Разработчики серий Assassin's Creed, Far Cry, Tom Clancy's Rainbow Six, Splinter Cell, Watchdogs, The Crew и др.
Разработчики (Blizzard) StarCraft, Warcraft, World of Warcraft, Diablo, Heroes of the Storm, (Activision) Call of Duty, Destiny и др.
Разработчики (Blizzard) StarCraft, Warcraft, World of Warcraft, Diablo, Heroes of the Storm, (Activision) Call of Duty, Destiny и др.

Пожалуй, из наиболее крупных и неупомянутыми остались только - Valve, Microsoft, Sony, Bethesda и Komani. Но Valve, например, является частной компанией и не выпускает ценных бумаг, а о делах Microsoft и Sony на поприще игростроя сложно судить по биржевым котировкам, ведь они заняты и в других областях, таких как разработка ПО и железа.

Кстати об игровом железе - у NVidia дела обстоят примерно так же, как и у большинства перечисленных разработчиков.

-9

Что же мы видим в итоге? А все очень просто и наглядно - дела у крупных дельцов игровой индустрии идут совсем не в гору.

3. Кризис жанров и идей

Давайте немного поговорим о трендах, а точнее - о наиболее популярных сейчас играх в целом.

Для этого обратим внимание на статистику с Twitch и Steam:

Статистика просмотров игр за последние 2 года с сайта twitchtracker.com
Статистика просмотров игр за последние 2 года с сайта twitchtracker.com

Прежде всего наблюдается очевидный переход интереса зрителей (и игроков соответственно) от жанра MOBA на Battle Royale. Я думаю что тут и без данных графиков в принципе все понятно, рояльки в свою игру сейчас не пихает только ленивый. PUBG, Fortnite, Black Ops 4, а теперь еще и CS: GO со своим Danger Zone, пытающийся запрыгнуть на уходящий поезд хайпа.

Среди предпочитаемых жанров - в основном шутеры, но некоторые зарекомендовавшие MOBA-старички типа LoL и Dota 2 все еще держатся. Среди популярных карточных игр можно выделить только Hearthstone, который не теряет актуальности. А вот с Artifact, потерявшим почти половину игроков уже через неделю после релиза, у Valve похоже не задалось.

А теперь задумайтесь - ведь на все эти немногие игры и жанры приходится почти 50% всего внимания игрового сообщества!

А теперь статистика Steam:

Официальные статистические данные за 18.12.2018
Официальные статистические данные за 18.12.2018

В целом - данные Steam и Twitch друг другу не противоречат. А учитывая что Fortnite не продается в Steam, их можно считать более чем актуальными. Совсем не неожиданное, но вплоне логичное наблюдение - практически все игры из топов бесплатные.

Итак, подытожим - с уверенностью можно заявить что наиболее популярным сейчас жанром являются шутеры Battle Royal с моделью Free-to-Play (и соответственно, косметическим донатом, ведь это единственный способ для разработчиков на них заработать).

На втором месте все еще MOBA (опять же привет f2p и донат).

Третье место, на мой взгляд, делят все остальные актуальные жанры - RPG и MMO, TCG (карточные) и Survival.

Вывод напрашивается сам собой: приведенная выше статистика однозначно указывает на нынешнюю "золотую жилу" для большинства разработчиков. И самое печальное здесь то, что если в ближайшее время не появится какой то уникальный игровой проект, который привлечет к себе внимание общественности и завоюет популярность у большинства игроков - индустрию однозначно ждет период глубочайшего застоя, а нас - конвейер бесплатных шутеров с донатом, кейсами и лутбоксами.

4. Кризис менеджмента

И тут мы подходим к еще одному очень важному и актуальному моменту - кризису менеджмента в среде современного игростроя.

Из последнего и наиболее яркого - релизы Battlefield 5 и Fallout 76, а также уход некоторых издателей из Steam в Epic Games Store. Ситуации это довольно разные, но между ними прослеживается определенная связь.

Отсутствие какой бы то не было адекватной обратной связи от EA, Bethesda и Valve по отношению к своим пользователям (как показатель самого отношения) - именно в этом, по моему мнению, заключается корень всех зол. Эту тему в последнее время обсуждали неоднократно, поэтому обойдемся всего лишь парой тезисов:

- Почему продажи Battlefield 5 настолько кошмарные?
- Потому что EA решили что им лучше знать, каким хотят видеть Battlefield 5 его поклонники.
"Не нравиться - не покупайте!" - прямая цитата Патрика Содерлунда, бывшего главы компании, покинувшего ее буквально сразу после релиза игры. Желание угодить всем (или заработать на всех), политизирование и навязывание своих взглядов об абсолютно неуместной в контексте Battlefield социальной справедливости, а так же эта ужасная практика превращения бета-тестирования в ранний доступ для увеличения количества предзаказов.

- Почему Fallout 76 такой безыдейный?
- Промолчу по поводу того, что легендарную RPG уже практически полностью превратили в шутер... и отвечу лишь "читай выше!". Очередной бета-тест ради предзаказов, а не ради обратной связи и полное игнорирование всех ожиданий поклонников серии.

- А что на счет Valve?
- По большому счету - все тоже самое.
Half-Life 3 мы уже точно никогда не увидим (вся надежда на Project Borealis), зато будем довольствоваться переводом платных игр, без какого либо предупреждения, в бесплатные (привет всем, кто купил CS: GO за пару дней до ее перевода на f2p) и всякими Artifact, о которых Вольво никто не просил.

5. Момент истины

И все же - давайте мыслить позитивно! Кризис в индустрии безусловно назрел, но что нас ждет дальше?

Большинство пережитых человечеством кризисов имеют цикличную природу. Любая аналогия конечно ложная, но тем не менее - хуже до бесконечности становиться не может (правда "дна", как мне кажется, мы все еще не достигли). В заключительной части хотелось бы озвучить наиболее вероятные варианты развития событий:

  • Мобильные игры. Именно туда, по моему мнению, будут направлены взгляды большинства крупных воротил игровой индустрии. Такие игры намного легче и дешевле в разработке, при этом зарабатывать на них можно гораздо больше. Донат, расчет на массового потребителя, еще меньше глубины, постепенный уход сюжетной составляющей игр в забвение.
Diablo Immortal - анонсированная на последнем BlizzCon Action/RPG во вселенной Diablo для мобильных устройств. А еще на подходе мобильный вариант Call of Duty и The Elder Scrolls
Diablo Immortal - анонсированная на последнем BlizzCon Action/RPG во вселенной Diablo для мобильных устройств. А еще на подходе мобильный вариант Call of Duty и The Elder Scrolls
  • К сожалению, если крупные издатели не сделают определенных выводов из своей общественной политики по отношению к игрокам - пострадаем прежде всего мы, сами игроки. Напрашивается очень простая закономерность: очередная игра из серии вышла неудачной > продажи не окупили разработку > серию признают неприбыльной и "замораживают" на неопределенный период без возможности выкупа прав другими разработчиками (снова-здорово EA!).
  • Поскольку большинство разработчиков являются носителями западной культуры (а также соответствующих ценностей и "прогрессивных" политических взглядов) - это скорее всего еще не раз отразится на наших любимых играх. К сожалению борьба за "социальную справедливость", переписывание истории, радикальная феминизация - это лишь немногое, из того что ждет наши любимые тайтлы в обозримом будущем.
  • Закончим на положительной ноте: без сомнения нас определенно ждет что то новое и интересное в будущем. Будь то целый новый жанр или просто какой нибудь небольшой, но необычный инди проект (вспомним тот же Minecraft, который, появившись вроде бы из неоткуда, на долгие года привлек к себе внимание миллионов игроков). А учитывая скорость развития индустрии в целом - это "пришествие" не заставит себя долго ждать. Аминь!

А что вы ожидаете от игровой индустрии в ближайшие годы? Обязательно поделитесь своими мыслями в комментариях!

Большое спасибо за прочтение! Буду очень признателен за подписку и лайк! Смело предлагайте темы для дальнейшего обсуждения!