Приучать или не приучать к труду ребенка? Если приучать, то, с какого возраста? И как? Если не приучать, то почему? Во что это «выльется»?
Оглядываясь на свое детство, вспоминая определенные ситуации, свои эмоции, и последствия я, будучи сама мамой, поступала несколько иначе чем мои родители стараясь избежать каких-то ошибок. Но мои личные косяки тоже имеют место быть. Возвращаясь к детству… Например, мама старалась меня беречь от домашней работы, объясняя это тем, что я успею еще за свою жизнь наработаться. Даже когда я проявляла желание помочь ей на кухне, она предлагала мне поиграть на улице, сходить к подружке… Как вы думаете, к чему это привело? К тому, что я выходила замуж абсолютно не умеющая готовить! Даже элементарные блюда. Меня готовить научил муж. Правда за год-два я освоила эту науку, а привычка учить у него осталась.
Папа, наоборот, при каждой возможности старался нас с братишкой «напрячь». Но делал это настолько педагогично, что нам было интересно помогать ему или делать что-то самостоятельно. Было весело, есть что вспомнить сейчас и за что благодарить. Я замечаю, что в общении с детьми, я часто рассказываю, что меня научил многим навыкам их дедушка.
Надо сказать, что модель воспитания и приучения к труду, которая у меня была перед глазами все детство и юность перенеслась и в мою семью тоже. Старшую дочь я особо не привлекала мне помогать. Закрадывались мысли в голову, что в этом возрасте можно быть и по самостоятельнее. И привычки в воспитании стараешься менять, когда приходит осознанность своих ошибок. Грамотно следует подходить к смене позиций, иначе у домочадцев возникает в глазах вопрос: «а с чего вдруг…?»
К труду, самому легкому и элементарному, можно приучать с раннего детства. С 1,5 лет наш младший собирал игрушки в коробку, ставил книжки на полку, сортировал мозаики по коробкам. Салфеткой мог протереть пролитую водичку. Поначалу, мы это делали вместе, сейчас он сам любит делать то, чему научился. Малыши учатся подражая.
Средняя помогает мыть посуду, пылесосить, заправляет постель, складывает вещи в шкаф, развешивает постиранные вещи, помогает готовить - перемешать, выложить начинку на пирог, помыть фрукты, овощи. Детки постарше могут ждать подсказок или одобрения. Не всегда у них получается все аккуратно, либо они могут и закапризничать, отказываться. Тогда взрослый может помочь ребенку, но, акцентируя их внимание на том, что Я помогаю Тебе, а не наоборот.
Старшей дочери я могу полностью доверить младших. Знаю, что она их и покормит, и почитает им, и искупает, и спать уложит.
Еще я заметила, что ребятишкам нужна периодическая смена занятий, либо расширение круга обязанностей. Воздерживаться от критики, раздражения и ругани-самое важное в поведении взрослого при приучении к труду детей. Ребенок разливает, проливает, ломает не специально. Навязывания тоже не допустимы, иначе работа будет восприниматься как наказание.
Родители приучают к труду своих деток с самого раннего возраста, не для того чтобы последние на них работали, а для самостоятельности самих же детей, уверенности в своих силах и способностях, развития самоуважения и развития гармоничной личности. Чтобы не быть беспомощным и не зависеть от других людей. Надеюсь, теперь я придерживаюсь верного курса в воспитании трудолюбия у своих ребятишек.