Снится мне, как будто я в небольшой итальянской деревушке где-то на Сицилии. И как будто там не наше время, а 60-е годы прошлого века (если судить по одежде). Но фотоаппарат у меня почему-то мой, современный. И, наверное, я турист, судя по тому, что я никого не знаю и ни слова не понимаю.
Но при этом я прекрасно понимаю, что происходит вокруг.
Как будто Пасха. Хор поет прекрасные пасхальные гимны.
Праздник, но вот прямо на площади происходит семейная драма. Красивая девушка (я слышу, что зовут ее Сантуцца) ищет своего возлюбленного, его мать Лючия пытается ее остановить, но девушка не желает ее слушать. Она влюблена и почему-то печальна. Потом становится ясна причина ее печали – возлюбленный (ага, его зовут Турриду) не может забыть свою юношескую любовь Лолу, которая предала его и вышла замуж за другого, пока он был в армии. Но, кажется, его это не останавливает, и он готов быть любовником чужой жены, забыв о своей нынешней невесте.
Вся троица сталкивается здесь же на площади и все становится окончательно ясно. Атмосфера на площади накаляется. Лолу почему-то уводит маленькая девочка в красном платье Турриду отталкивает Сантуццу и бежит за Лолой, Сантуцца его проклинает. Мне ее очень жаль, она страдает и плачет… Люди на площади перешептываются, но не лезут.
Вдруг шепот усиливается – на площади появляется еще один мужчина. Сантуцца что-то страстно ему говорит, он в бешенстве, что-то кричит, сжимает кулаки... Я начинаю догадываться, что это и есть муж ветреной Лолы Альфио…
Потом я гуляю по площади, фотографирую достопримечательности и людей, а на фоне играет изумительная музыка (кажется, я где-то ее уже слышала). Играет оркестр. Так странно видеть оркестр на деревенской площади, но ведь это же сон… А во сне может быть все, что угодно.
Вот я вижу веселую компанию. О, да это же Турриду и Лола.
Им хорошо и весело вместе, они не стесняются людей и даже устроили небольшую пирушку, на которой угощают всех вином (мне тоже достался стаканчик).
В самый разгар веселья на площади оказался Альфио. Он по-прежнему в ярости, вызывает соперника на поединок и уводит жену с площади.
Сон как будтно бы уходит, картинка размывается, я слышу только крик «Убили Турриду!» и…
Нет, не просыпаюсь. Сон продолжается. Я опять в итальянской деревне. Деревня вроде другая, но вроде бы жители те же. И почему-то она на сцене какого-то театра. Теперь оркестр вполне уместен. Он опять играет что-то очень знакомое и невероятно красивое. В зале сидят зрители и смотрят действо на сцене. И я почему-то часть этого действа, хотя для меня ничего не поменялось: я фотографирую достопримечательности и людей в чужой итальянской деревне. В этот раз на площадь приехали бродячие актеры – паяцы. Сейчас начнется представление. По толпе прошел слух, что накануне хозяин труппы и главный паяц Канио застал свою жену Недду с кем-то из местных (вроде бы она даже хотела с ним сбежать), но никто не знает, с кем именно. Всем интересно, кто любовник, и как эта семейная драма скажется на спектакле. - ведь им предстоит разыграть на сцене точно такую же драму. А может даже проще играть, испытывая в жизни те же чувства? Увидим.
И вот начинается представление. Коломбина (Недда) чудесна в своей роли и очень красива. Она позирует мне, а я фотографирую.
Потом появляется злой клоун – горбун Таддео. Он объясняется Коломбине в любви, она смеется над ним, он угрожает, пытается напасть,
но тут появляется Арлекин и прогоняет незадачливого влюбленного.
Таддео из мести зовет Паяца и тот почти застает любовников. Арлекин сбежал. Коломбина делает вид, что была одна, но Паяц ей не верит, он в ярости пытается выяснить, кто ее любовник, и я отчетливо ощущаю, что эту ярость он не играет – она настоящая!
Воздух буквально раскален, другие зрители тоже чувствуют неладное и буквально вжались в кресла, дети прижимаются к матерям, Коломбина пытается периодически разрядить обстановку, но у нее получается все хуже. Я вижу, как Паяц схватил нож, вскакиваю с кресла, фотографирую уже непрерывно…
Фотограф во мне почуял сенсационные кадры и не ошибся – Канио убивает Недду. И в этот момент все поняли, кто же ее реальный любовник. Он все время был здесь, стоял буквально у меня за спиной, выскочил в тщетной попытке спасти возлюбленную, но и сам уже убит…
Финита ля комедия… - слышу я голос Таддео (вернее Тонио, который играл эту роль и вполне тянет на реального злодея-доносчика)….
Зал аплодирует, а я понимаю, что это был не сон. Я стою на реальной сцене вместе с оркестром, хором, артистами и «жителями деревни». Вот я уже выхожу на поклон. Вот выхожу из Московского Международного Дома Музыки. Вот вижу афишу, что в этот вечер здесь давали две оперы «Сельская честь» и «Паяцы»…
Конечно, на самом деле все было немного не так. Я знала, что это не сон, знала, что играю фотографа в постановке режиссера Полины Бертэн «Паяцы & Сельская честь». Но сам факт моего попадания на сцену скорее похож на сон, чем на явь. Театр и опера так стремительно ворвались в мою жизнь всего несколько месяцев назад, что я пока не осознала этот факт. И не до конца поняла, зачем мне это надо. Но я понимаю, что мне это интересно. Настолько интересно, что я начала брать уроки актерского мастерства у прекрасного и удивительного оперного певца Святослава Беседина. Про него я рассказываю здесь. А про его проект «ЛСБ » (Лаборатория Святослава Беседина) расскажу когда-нибудь в другой раз.
А сейчас стоит, наверное, сказать пару слов о проекте «Паяцы & Сельская честь», чтобы все окончательно стало ясно с моими снами.
Премьера состоялась на Камерной сцене Московского Международного Дома Музыки 14 декабря. Организаторы: клуб «Орфей» и авторский проект Полины Бертэн «Опера для всех». Режиссер постановщик Надежда Любинская. Художник Габриэлла Ижевская.
Формат semi-stage. То есть на сцене был оркестр (KOROLЁV ORCHESTRA. Дирижер Григорий Королев) и хор (камерный хор FLORIUM, художественный руководитель Александра Зайпольд), но не было полноценной театральной постановки. Солисты пели в минимальных декорациях, лишь обозначающих место действия. Состав солистов международный: Рагаа Ель Дин (Египет), Кьяра Тиротта (Италия), София Багдасарян (Армения), Ерулан Камел (Казахстан), Евгения Морозова, Валерий Иванов, Софья Ефимова, Ильяс Батчаев, Антон Виноградов, Максим Крылов (он же идейный вдохновитель клуба «Орфей» и всего мероприятия).
Мне есть еще, что сказать и про этот спектакль, и про классическую музыку вообще, и про оперу в частности. И я обязательно все это скажу. Может быть не на этом канале, а на канале «Все любят оперу», который я пытаюсь сейчас воплотить в жизнь (надеюсь, у меня это получится). Потому что теперь я точно знаю, что оперу любят все, но не все об этом знают 😉
Да… фото такого качества, потому что… это же был сон )))))
Фото нормального качества представлены клубом "Орфей".
А вы любите оперу? Может быть, хотели бы полюбить, но не знаете с чего начать?
Как всегда буду признательна за лайки. И подписывайтесь на канал. Напоминаю - я пишу о своей жизни и обо всем, что мне интересно.
Всем прекрасной музыки и интересных открытий в жизни!
И да пребудет с вами Дзен!
Автор: Светлана Давыдова