Шестьдесят тысяч – сумма, за которую сегодня купишь не каждый телефон. Однако, для многих соотечественников это существенные деньги, и даются они не просто. Какой мотоцикл купишь на них? Новый! Конечно, можно рискнуть и, позарившись на яркий дизайн и отличные характеристики, взять японский байк. А почему нет? Ведь делали тогда намного лучше, чем сейчас, а его бывшие владельцы, по крайней мере, последние десять, наверняка вовремя обслуживали его у хороших механиков. Но это не точно.
С куда большей вероятностью его собрали из остатков двух-трех других таких же и сделали так, чтобы покупатель смог уехать как можно дальше. Особо везучие – сразу за решетку, криминальное прошлое и перебитые номера на вторичном рынке никто не отменял, так же, как и детали тормозов и подвесок, ломающиеся на ходу из-за запредельного износа. Впрочем, это крайние случаи – чаще всего дело сводится к сезону, проведенному в гараже за ремонтом, вместо поездок.Если аргументы кажутся неубедительными – попробуйте сами, вдруг повезет. Дальнейший текст читать стоит лишь тем, кто предпочитает учиться на чужих ошибках, руководствуясь принципом «тише едешь – дальше будешь».
Поговорим мы о новых мотоциклах, которые сегодня можно купить в России за сумму, не превышающую 60 тысяч рублей. Разумеется, на рынке представлено неимоверное количество самых разных моделей, однако в этом тексте мы охватим лишь самые популярные, предназначенные для дорог общего пользования – те самые, среди которых чаще всего выбирают первый мотоцикл.Мотоцикл для новичка за небольшие деньги, какой он? Простой, надежный, легкий и обязательно с двигателем, объем которого не превышает 125 кубиков – необходимое условие, чтобы ездить с правами категории А1, доступной уже с 16-лет. Три модели, лучше всего подходящие под это описание – Bajaj Boxer BM 125X, M1NSK M125 и Alpha. Пусть вас не смущает отсутствие бренда, один из самых популярных аппаратов на нашем рынке не нуждается в дополнительных представлениях.
Дело в том, что этот мотоцикл делают в Китае на нескольких заводах, и продают под самыми разными именами. Среди них есть Alpha Omaks, Alpha Hors, Alpha МотоМир, ALPHA, Irbis Virago, Alpha Sabur, ABM Alpha, Racer Alpha, GX Alpha, Alpha Sport и еще десяток названий, под которыми в России представлен один и тот же мотоцикл. За что его так любят? За цену. В зависимости от жадности продавца она может составлять от 40 до 50 тысяч рублей. Отличное предложение!Но не все так гладко. Собака зарыта в документах – пытаясь сэкономить на растаможке, импортеры часто ввозят эти мотоциклы как скутеры, декларируя объем мотора на уровне 49 см3. В действительности он может составлять и 50, и 72, и 110 см3 – китайских копий легендарного двигателя Honda Cab очень много. С одной стороны это большой плюс – простой мотор, даже несмотря на часто низкое качество изготовления, не доставляет хлопот, запчасти дешевые, а отсутствие документов сулит много выгод – никаких номеров, штрафов и техосмотров.
Одна проблема – дотошный сотрудник ГИБДД, разобравшись с реальным объемом вашего мотора, сможет просто забрать мотоцикл на штрафстоянку, откуда забрать него без документов будет чрезвычайно непросто. Вдали от цивилизации – никаких проблем, главное держаться подальше от дорог общего пользования и не выезжать на них без необходимости.Мотоцикл очень маленький, по размеру больше похож на мопед, но два человека, особенно если это подростки, на нем вполне поместятся. Дизайн, в зависимости от производителя, отличается – разные цвета, количество и яркость наклеек, рисунки колесных дисков, форма оптики, от абсолютно страшных китайских уродцев до вполне приемлемых вариантов из восьмидесятых годов, выбрать есть из чего. В любом случае, он будет архаичным.
Зато с утилитарностью полный порядок – цепь и приводные звезды закрыты глухим кожухом, что помогает увеличить интервалы натяжения, чистки и смазки цепи, простой мотор легко ремонтировать, а большие дуги и трубчатый багажник с трубчатыми же подножками пассажира помогут избежать больших потерь при падениях. Тормоза, разумеется, барабанные и спереди и сзади – не самые эффективные, зато простые, да и взаимозаменяемость передних и задних колодок бывает важным фактором вдали от цивилизации.Иными словами, если нужен самый дешевый мотоцикл – Alpha может стать не плохим выбором. Главное - внимательно изучить отзывы владельцев и купить мотоцикл с более крупным мотором найти производителя, которому больше всего доверяют. Не ждите от него хорошей тяги или выдающейся управляемости, но несколько лет такой мотоцикл наверняка не доставит особых проблем.Второй мотоцикл, который мы рассмотрим в рамках обзора - M1NSK M125.
Эта модель ведет свою историю с начала семидесятых годов и является потомком мотоцикла «Минск ММВЗ-3.111» .
В отличие от китайского мотоцикла Alpha, белорусский M1NSK сделан значительно качественнее. Вдобавок, советская конструкторская школа не жалела металла, поэтому несмотря на то, что мотоцикл считается легким при заявленной массе в 120 кг, его рама, подвески и другие важные детали сделаны на совесть. Один их вид внушает доверие, да и работают они вполне сносно.
Дизайн – прощай молодость. Однако, так кажется лишь на первый взгляд – детали оперения, почти не менявшиеся уже четыре десятилетия к ряду, на фоне сегодняшней моды на ретро-байки, выглядят неплохо. Вдобавок, мотоцикл доступен в нарядных цветах, выглядит очень аккуратно и стильно. В отличии от той же Alpha, его можно назвать стильным и по-своему красивым.
Добавляют ретроантуража и спицованые колеса с хромированными стальными ободами. С одной стороны они обеспечивают отличный вид, с другой – дополнительную плавность хода. Впрочем, они доставляют и проблемы – спицы нужно периодически подтягивать, при повреждении обода его не получится прокатать, а замена всегда стоит дороже ремонта. Да и хромированное покрытие со временем начинает ржаветь в местах царапин, неизбежно возникающих при шиномонтаже – частым ритуалом владельцев мотоциклов с камерными колесами.
Тормоза барабанные и спереди и сзади, колодки взаимозаменяемы, а цепь со звездами, как и на Alpha закрыты специальным кожухом, правда здесь он не стальной, а состоит из нескольких резиновых и пластиковых элементов. Впрочем, особых нареканий на счет его надежности нет, работает не хуже простой стальной крышки. Этот мотоцикл мог бы стать идеальным выбором – цена немногим выше 50 тысяч рублей, многие запчасти подходят из советских запасов, коих в избытке в любом регионе, шасси надежное и крепкое, а дизайн вполне вписывается в модные тенденции.
Можно брать, если вас не смутит, что из 70-х годов сюда переехал и двигатель. Честные 125 см3, надежная конструкция, но в отличии от конкурентов с 4-тактными моторами, здесь такта 2. Что это значит для владельца? В первую очередь – меньший, в сравнении с более современными моторами, ресурс. Ремонтировать такой мотор придется чаще. Во-вторых, выхлоп – сизый, сладковатый дым станет вашим верным товарищем, заменив парфюм, навсегда запомнится как запах первого мотоцикла.Вам всегда придется возить с собой канистру масла, доливая его в бак на каждой заправке и смешивая с бензином. Зато в двигателе менять масло не придется, его там просто нет! Нет здесь и электростартера, поэтому заводить мотоцикл всегда придется ногой, что добавляет аутентичности и колорита, но совершенно неудобно при ежедневной эксплуатации. Впрочем, кик-стартеры есть и у конкурентов, однако там им отводится роль страховки, способной завести мотор, если, например, сел аккумулятор.Bajaj Boxer BM 125 X – самый дорогой представитель сегмента, за него сегодня просят чуть меньше 60 000 рублей.
Разница кажется не великой, но для многих она является решающим фактором. Впрочем, специально для этих случаев предлагают покупку в кредит – недостающую сумму можно выплатить позже. Это же касается и ситуаций, когда сейчас нет даже 50 тысяч, а сезон в самом разгаре – первоначальный взнос не велик.
Компания Bajaj, в отличие от конкурентов в этом сегменте, выглядит верхом цивилизованности. Индийский концерн, тесно сотрудничающий с такими европейскими марками как KTM, Husqvarna и Triumph, обменивается не только опытом инженеров, но и подходами к бизнесу. Именно поэтому в каждом крупном российском городе можно найти дилера Bajaj, у которого будет не только вся линейка моделей, но и большой склад запчастей и свой официальный сервис.Для покупателя это значит полное отсутствие проблем с обслуживанием, гарантией и запчастями. Здесь индийская компания вне конкуренции. Что же до мотоцикла, то он является самой новой моделью из всех, что представлены в этом классе. Но и при его создании утилитарность стояла во главе угла – именно благодаря этому в нем есть все, что необходимо мотоциклу такого класса.
Тормоза барабанные и спереди и сзади, колодки взаимозаменяемы, цепь, как и у конкурентов, защищена от грязи и камней кожухом, есть надежные дуги и огромный багажник.
При этом шасси создано максимально крепким и надежным – все просто, зато любые кочки и неровности проходятся играючи, в Индии тоже не принято жалеть металла. Отдельного упоминания заслуживают амортизаторы – двойные пружины с разной толщиной и шагом витков обеспечивают комфорт как на мелких кочках, так и при попадании в большие ямы.
Дизайн – без претензий на моду, однако выглядит мотоцикл современно, развитые крылья, современные изгибы, но главное – надежная защита от грязи и брызг. Двигатель – честный, 125-кубовый, 4-тактный. Есть как электрический стартер, так и кик, а значит, мотор заведется при любых обстоятельствах.
Колеса – самые крупные среди конкурентов. Полноценные 17-дюймовые легкосплавные диски с бескамерными шинами обеспечат не только максимальный комфорт, но и отсутствие каких бы то ни было проблем с подбором резины, ведь это самый популярный размер не только в России но и мире.Вдобавок, и это важно, у Bajaj Boxer BM 125 X есть близкий родственник Boxer BM 150. Его главные отличия – более мощный 150-кубовый мотор и дисковый тормоз спереди. Он стоит дороже и для него нужны «взрослые» права категории А, доступные лишь с 18 лет. Поэтому его мы не будем рассматривать. Важно другое – 150-кубовая модель почти полностью унифицирована со 125-кубовой, и именно маленькая была сделана на основе большой.Иными словами, покупая Boxer BM 125 X, вы получаете мотоцикл более высокого класса с дефорсированным мотором и упрощенными тормозами. А значит – еще больше надежности и ресурса мотора, при раме и подвесках, рассчитанных на больше скорости и нагрузки. Такого не предложит ни один другой конкурент.Так или иначе, выбор за вами. У каждого наверняка наберется список своих, индивидуальных критериев, которыми он будет руководствоваться при выборе мотоцикла. Мы лишь назвали главные отличительные особенности, которые смогут облегчить выбор особенно тем, кто покупает первый мотоцикл.