Союз журналистов России в конце 2018 года провел исследование медиарынка. Мы предлагаем вашему вниманию анализ-прогноз того, что будет происходить с российскими медиа в ближайшие несколько лет и как это повлияет на процессы в нашем обществе. В опросе приняло участие более 50 главных редакторов и журналистов, медиаменеджеров и исследователей крупнейших российских СМИ, приложили руку к этому документу и некоторые секретари Союза журналистов России.
Новая журналистика. Встречайте
Успешные авторы в социальных сетях станут более популярными и влиятельными контент-мейкерами, чем обучавшиеся этому ремеслу на журфаках. Широкой проникновение интернета, популярность социальных сетей и высокий престиж профессии журналиста серьезно упростят приток новых кадров в медиа-индустрию. И эти новые кадры не будут иметь за спиной профессионального журналистского образования. Находить же качественных «писателей» уже сегодня достаточно просто анализируя контент соцсетей. В тех же социальных сетях будет налаживаться сотрудничество. От таких коллабораций будут выигрывать как авторы, так и сами медиа. Первые смогут еще больше нарастить аудиторию, вторые – привлечь новую, более молодую аудиторию, а кроме того получить качественный контент.
Массовый приход в профессию людей без профессионального журналистского образования станет серьезным вызовом специализирующимся на журналистике учебным заведениям и журфакам классических ВУЗов. Это станет поводом для кардинального пересмотра программ обучения журналистов в учебных заведениях.
Печать: выжившие станут сильнейшими
Ситуация с тиражами печатных СМИ будет кардинально отличаться в больших городах и провинции.
В крупных центрах и городах-миллионниках завершится эпоха падения тиражей, продолжится разделение СМИ по нишам. В крупных городах тиражи прессы стабилизируются, падение прекратится.
Те, кто сохранил тираж, останутся на рынке. Будет распространена альтернативная подписка и доставка, газеты станут элементом интерьера ресторана, обязательной частью долгого путешествия на поезде или самолете.
В газетах относительно небольших населенных пунктов падение тиражей продолжится еще пару лет и вынудит редакции искать другие пути заработка. Платные спецпроекты в газете и на сайте, игры, оплаченные посты в соцсетях, трансляции, нативная реклама – всё это уже можно встретить в районных редакциях.
«Выжившие» издания – независимо от величины населенного пункта – будут представлять из себя мультимедийный продукт, в котором бумажная газета будет окружена рядом интернет-проектов, каналов и страниц в социальных сетях. Сочетание интернет-продуктов с бумажной версией станет конкурентным преимуществом издателей печатных медиа, поскольку эти СМИ получат в свое распоряжение читательскую аудиторию, которая предпочитает получать новости и аналитику из печатных носителей.
Телеапокалипсис для губернаторов
Проникновение высокоскоростного интернета в населенные пункты населением до нескольких десятков тысяч жителей произойдет в самое ближайшее время. Серьезное удешевление и упрощение техники для производства видеоконтента на этом фоне создаст предпосылки для массового появления разнообразных подкастов и интернет-каналов в мелких населенных пунктах. При наличии даже не самой высокой квалификации у авторов таких каналов, в районах и муниципалитетах появятся десятки и сотни новых медиа, которые властям невозможно будет системно и полностью контролировать используя политические механизмы.
Этот тренд вызовет дополнительные трудности в коммуникациях между элитами и гражданами: влиять на традиционное районное и муниципальное телевидение можно при помощи технических средств и за счет субсидирования большого штата. Уход маленьких телеканалов в интернет уменьшит штатную численность таких СМИ и упростит их монетизацию. Повышенный спрос на локализованный видеоконтент и независимая позиция муниципальных общественно-политических YouTube-каналов серьезно увеличит их аудиторию. Это станет серьезной «головной болью» для губернаторов и их информационных подразделений, поскольку на фоне экономических проблем такие медиа могут стать «точкой сборки» для недовольных граждан.
Интернет-медиа станут зарабатывать
Проникновение высокоскоростного интернета в небольшие населенные пункты, подорванное доверие зрителей к телевидению, повышенный спрос на локализованный контент – вот основные факторы, которые повлияют на преодоление проблемы монетизации интернет-медиа.
Локальные СМИ станут более независимыми от госбюджетов и будут собирать аудиторию, которой интересно то, что происходит в ее районе. Расценки на размещаемую рекламу сделают возможным производство независимых СМИ практически в любом регионе, районе, муниципалитете.
Это станет поводом для появления интернет-СМИ, которым не будет нужно покровительство властей и финансирование. Ценностью в работе таких медиа станет признание аудитории, а монетизация будет тесно связана с лояльностью этой аудитории. Такой симбиоз может исключить власть из диалога власть-медиа-общество. Возникнет риск подрыва авторитета власти. Это потребует дополнительных властных ресурсов для обеспечения информационной стабильности в территориях.
Неанонимный Telegram
Псевдоанонимность анонимных компроматчиков из телеграм-каналов будет разрушена уголовными преследованиями (которые уже начались) и публичными разоблачениями (которые тоже уже начались).
Параллельным трендом станет исчерпание аудитории телеграм-каналов: по подсчетам экспертов, количество пользователей телеграмма составляет 250-350 тысяч пользователей. Даже если это число увеличится вдвое, каналам не стать влиятельнее традиционных медиа и социальных сетей.
Другой проблемой станет проблема авторитета: все раскрученные каналы работают, по сути, с одним и тем же контентом, что снижает уровень доверия к платформе.
Вместе с тем, новый формат самого медиа, небольшие по объему тексты и удобство пользования не дадут телеграммерам исчезнуть. Нас ждет встраивание телеграм-каналов в окружение медиа. Там, где раньше были газета, сайт и соцсети, добавится и телеграм-канал.
Телевидение больше не панацея
Центральные и крупнейшие региональные телеканалы потеряют большую часть аудитории и рекламодателей. Та же часть зрителей, которая останется, будет получать информацию параллельно из социальных сетей и интернет-СМИ. Падение рекламных доходов будет компенсироваться увеличивающимися бюджетными вливаниями.
Телевидение из главного фактора политической стабильности превратится в огромную статью расходов.
Переломить тренд смогут телекомпании, которые решатся на глобальное переформатирование собственного контента и подходов к работе с аудиторией.
Чиновникам придется получать медиа-образование
Все описанное выше станет вызовом для властей всех уровней – как федеральных, так и, то важнее, региональных и муниципальных.
Известно, что «на местах» кадровый голод ощущается острее, чем в центре. Отдельно это заметно в департаментах информационной политики губернаторов.
Технологии работы современных медиа по своим темпам будут опережать уровень региональных чиновников. Проблема будет заключаться не в низкой квалификации специалистов, а в том, что помимо курирования прессы работники департаментов информации загружены большим количеством текущей работы. Государственная машина часто демонстрирует неповоротливость в вопросах взаимодействия с современными постоянно меняющимися средствами массовой информации. Отсюда возникает риск недопонимания между властью и обществом, посредников между которыми традиционно являются средства массовой информации.
Отдельным трендом станет получение медиа-образования чиновниками разных уровней. В условиях информационного общества любое неосторожное слово, сказанное государственными и муниципальными служащими может статья причиной недовольства самых разных и самых широких групп населения.
Залогом безопасного карьерного роста и спокойной работы для государственных людей станет знание правил поведения с медиа в медиа-среде и социальных сетях. Внедрение такого рода программ и курсов станет трендом.