Помните армейское: «Копать от забора и до обеда»? Несмотря на кажущуюся абсурдность, в этом скрещении пространства и времени есть очень глубокий смысл. В мирное время основная задача армейского командования – поддержание работоспособности личного состава, а для этого нельзя допускать, чтобы солдаты сидели без дела. Именно поэтому у всех командиров вырабатывается условный рефлекс – если они видят праздного солдата, им нужно немедленно дать ему какую-то работу, пусть даже бессмысленную. Результат работы в данном случае только кажется неизмеримым, он измеряется количеством потраченного времени. В случае с забором измеримым результатом является занятость личного состава в течение половины дня.
Если ваша задача – потратить как можно больше времени на работу, вы также можете измерять количество потраченного на работу времени. Но мой опыт показывает, что заказчикам нет никакого дела до того, сколько времени сценарист потратил на работу. Их интересует совсем другое – качество и объем сданного материала.
К сожалению, качество в нашем деле – параметр чрезвычайно субъективный. Один и тот же сценарий может быть шедевром для одной кинокомпании и полным фуфлом для другой. Более того, один и тот же сценарий может быть шедевром или фуфлом для одной кинокомпании. И даже для одного человека. Мой мастер, Александр Бородянский, рассказывал о том, как один из режиссеров картинно выбросил один из его сценариев в корзину, заявив, что он никуда не годится. А через полгода, одумавшись, снова взялся за этот сценарий и снял по нему один из лучших своих фильмов.
Зато мы вполне можем измерить количество. Для большинства кинопроектов количество является столь же значимым параметром, сколь и качество. Есть определенные производственные требования к хронометражу. Вы не можете сдать серию сериала на 80 страниц или полный метр на 20 минут.
А значит, начиная проект, вы должны ставить перед собой количественно измеримую цель. Например – я должен написать 16 серий по 45 страниц. Или – я должен написать анимационный фильм объемом 6 минут.
Время в фильме – важнейший элемент воздействия на зрителя, поэтому его приходится все время контролировать, соотнося с объемом сценария. Сценарист в любое время должен знать, сколько страниц сценария он написал и сколько осталось.
Давно доказано, что в спорте сам факт измерения результатов автоматически их повышает. Так и в сценарном мастерстве – если вы знаете, сколько вы написали и сколько вам осталось написать, вы начинаете писать ЛУЧШЕ. Я не знаю, с чем это связано, но это работает и работает всегда. Просто пользуйтесь этим и не пытайтесь понять.
Конечно, начинающий сценарист может сесть и начать писать свой первый сценарий, не представляя, куда его выведет кривая, не считая страниц, не выдерживая структуры, и не особо управляя сюжетом. Более того, так может получиться отличный фильм. Есть фильмы, в которых структура не так важна, как герой. Например, возьмем фильмы «Афоня» или Жил певчий дрозд» - в каждом из этих фильмов главное – не история, а герой. В таких фильмах легко можно сократить, добавить или поменять местами несколько эпизодов и от этого ни смысл фильма, ни его идея, ни атмосфера ничуть не изменятся.
Александр Эммануилович Бородянский рассказывал, что, когда он писал «Афоню» - он просто шел за героем и в какой-то момент почувствовал, что история закончилась – и поставил точку, закончив сценарий.
Если у вас нет измеримой задачи – вы не знаете, к чему стремиться. Как вы поймете, что приближаетесь к цели? Как вы поймете, что цель достигнута?
Если вы пишете большой проект, вы разбиваете его на несколько частей и ставите перед собой несколько целей – например, писать каждый день по 10 страниц диалогов.
В этом случае вы каждый день будете точно знать, что от вас требуется. Не написано 10 страниц – работа не закончена. Если ваши ежедневные цели неизмеримы, вы не знаете, к чему вам стремиться. Непонятно, насколько вы приблизились к цели. Более того, вы можете свою дневную цель разбить на еще более мелкие – например, пообещав себе после написанных пяти страниц выпить чаю с вкусной шоколадкой.
Если ваша цель измерима, вы не пропустите тот момент, когда она достигнута. Это очень важно. Достигнутая цель – это повод вознаградить себя. Если вы себя не вознаграждаете, у вас падает мотивация и, как следствие – резко снижается продуктивность.
Если вы точно знаете свою норму, вы знаете: написано 10 страниц - работа закончена. Шабаш. Можно идти в фейсбук, гулять в ребенком, есть борщ, смотреть телевизор и так далее. Вы измерили свою работу и оценили ее – работа сделана. Можно выкинуть ее из головы до завтрашнего утра. И вы спокойно отдыхаете, восстанавливаетесь, копите силы. Ваша продуктивность растет.
Конечно, нужно понимать, что объем работы у каждого свой. Когда я пишу сценарий, я пишу 10 страниц в день, это моя норма при работе над диалогами. У вас может быть совершенно другая норма.
Бальзак писал по 30 страниц за ночь. Хемингуэй – 500 слов. А про Джеймса Джойса есть отличный анекдот: когда он работал над «Поминками по Финнегану», он пришел в бар расстроенный и сказал бармену, что смог выдавить из себя за день всего шесть букв. «Для вас это очень хороший результат, мистер Джойс!» - попытался ободрить его бармен. «Да. Но я не знаю, в каком порядке должны идти эти шесть букв!» - в отчаянии воскликнул Джойс.
Выберите комфортную для себя норму ежедневной работы и придерживайтесь ее.
Запомните секрет: ставьте измеримые цели.
Если ваша цель - писать сценарии, то ждём вас в нашей "Сценарной мастерской" на онлайн-курсе «Сценарий полнометражного фильма»:
http://www.shichenga.ru/index/0-2
Ваш
Молчанов